Мир бизнеса пронизан информацией, но не всегда она достается просто. В развитых странах на поток поставлена добыча конфиденциальной информации, и, если не жалеть денег, то можно получить любую, насколько секретной она бы ни была. Статья о том, как получить необходимую для конкурентной разведки и вообще для целей управления информацию, на наш взгляд, будет интересна и для исследователей, и для практиков. По обе грани фола(профессиональные базы данных в конкурентной разведке)[1]Ю. П. ВОРОНОВ,кандидат экономических наук, вице-президент Новосибирской торгово-промышленной палаты, генеральный директор консультационной фирмы «Корпус» Из мудростей эпохи перемен Блеск и нищета бесплатного ИнтернетаВажным, но пока еще недостаточно используемым ресурсом конкурентной разведки являются платные профессиональные базы данных. Использование их потенциала требует финансовых затрат не только на трафик, но и за право доступа. В крупнейшей в мире полнотекстовой информационной системе Lexis-Nexis находится более 2 млрд документов, собранных за 30 лет. Юридические же документы собраны за 200 лет. Скорость пополнения базы — 2 млн новых документов в сутки. Многие платные базы данных предоставляют пользователям автономные (внутренние) поисковые системы. Эти поисковики внешне похожи на распространенные Яндекс или Апорт, но ищут они лучше, потому что вся информация в них заранее проиндексирована. В 2000 г. мною был издан печатный аннотированный каталог платных баз данных (БД)[2]. Для того времени это было оправданным. При нынешнем распространении Интернета издание печатного справочника платных баз — анахронизм. Прогресс в сфере профессиональных баз данных идет поражающими темпами. Еще пару лет назад своевременную и необходимую информацию можно было получить относительно сложным и дорогим образом. Три крупнейших базы — Dialog, Lexis-Nexis и Dow Jones — фактически монопольно владели рынком закрытой деловой информации в Интернете. В настоящее время таких компаний, способных предоставить нужную информацию, насчитываются тысячи. При этом значительная их часть предлагает информацию бесплатно или за символическую плату. Основная часть информации в поисковых системах типа Яндекса, Рэмблера, Апорта и прочих просрочена, поскольку сами поисковики не контролируют актуализацию данных, найденных с их помощью. Поэтому практически бесполезно работать в бесплатном Интернете для того, чтобы найти информацию, нужную для принятия, скажем, инвестиционного решения. Тем более ее трудно использовать для решения задач конкурентной разведки. Пример нового класса профессиональных баз — Регистр американских производителей Томаса (Thomas Register of American Manufacturers). В нем находятся координаты 158 тыс. компаний, 64 тыс. товаров и услуг и более 135 тыс. брэндов по США и Канаде[3] . База данных бесплатная, нужно только зарегистрироваться. Это — типовая база данных. Но есть и экзотика. В Великобритании существует регистр дисквалифицированных директоров (Disqualified Directors Register U.K), информацию из которого можно получить бесплатно[4]. Он обновляется постоянно. Смысл расходования бюджетных средств на такую базу данных очевиден: чем меньше проштрафившихся менеджеров будет руководить британскими предприятиями и организациями, тем больше будут успехи британской экономики. По моим наблюдениям, наибольшее впечатление на новичка производит база 10Kwizard, обеспечивающая, в частности, доступ в реальном времени к полнотекстовым документам Комиссии США по биржам и ценным бумагам (U.S. Securities and Exchange Commission). Немного предыстории. Более десяти лет назад Конгрессом США было принято постановление о правилах предоставления официальной информации, так называемый Government Information Sharing Project. Этот проект обеспечивал свободный доступ к официальным базам данных по экономике, демографии и сфере образования. Эта информация касается не только США, но и многих других стран. В частности, многие данные по России проще и дешевле получить через этот проект, чем через российские органы власти. Остановимся на некоторых наиболее важных информационных ресурсах, доступ к которым предоставляется через 10Kwizard. По моему мнению, прежде всего это отраслевой справочник Industry Specific Resources, в котором содержится информация об отдельных (отраслевых) рынках и их динамике, об основных производителях и потребителях соответствующей продукции и услуг. Но эмблемой данного комплекса является база данных Economic Data, представляющая собой главный источник информации для принятия правительственных решений. Еще одна БД кредитных ресурсов и организаций — Business Credit USA Basic directory and credit information — содержит информацию о кредитных операциях 12 млн компаний США. Эта база частично платная: дополнительную информацию относительно конкретных кредитов вы можете получить по запросу. Но уже — за плату[5]. Входящая в эту же систему база данных General Business Resource содержит информацию о потребительских рынках, финансовых структурах, правительственных контрактах, вакансиях, возможных карьерах, исследованиях и инновациях, недвижимости, тарифах, пошлинах и торговле, выставках и ярмарках. Специализированная поисковая система Investment Resources and Tools обеспечивает гарантированное нахождение информации об инвестициях конкретной компании по Интернету[6]. Для этого нужно, чтобы ценные бумаги компании котировались на бирже, и она имела свой биржевой код хоть на какой-нибудь фондовой бирже мира. Море деловой информации, предоставляемой официальными структурами США, само по себе впечатляет, в особенности на фоне традиционного для России информационного дефицита. Для контраста приведу пример из собственной практики. Как известно, одна из актуальнейших проблем российской экономики — регулирование цен на зерно. По мнению специалистов-биржевиков из той же Великобритании, нет более важной экономической проблемы для России, чем стабилизация цен на сельхозпродукцию, в первую очередь, пшеницу. Чтобы регулировать цены на зерно, требуется хорошо прогнозировать урожай зерновых. Для хороших прогнозов нужна многолетняя статистика, в частности, о влажности почвы. Информация, запрошенная в местной метеостанции в п. Огурцово под Новосибирском, стоила очень дорого. Пришлось обратиться в Мэрилендский университет в США, откуда нам и переслали многолетние данные по метеостанции Огурцово, причем совершенно бесплатно. Конкурировать с американскими компаниями на мировых зерновых рынках нелепо. Они уже в мае знают, каким будет осенью в России урожай зерновых. Но прогнозом с нами не делятся — обладание им приносит немалые деньги. А мы начинаем делать громкие заявления, когда внутренняя цена на тонну пшеницы сравнивается с ценой ста литров солярки. Помимо постоянного анализа спутниковой информации о состоянии российских полей, американцы импортировали огромные (за многие десятилетия) базы данных о погоде и состоянии почв в России, равных которым нет в мире. Такой информации не собирали даже по США. Ну а теперь эту информацию нам приходится реимпортировать по кусочкам. Из-под полыВремя от времени на мой сотовый телефон приходит SMS-сообщение: «Новые базы данных...». Это нелегалы продают закрытые базы данных налоговой инспекции, ГИБДД, а иногда и данные по организованной преступности и банковским переводам. В Москве подобные базы для внутреннего пользования из ГИБДД, БТИ, Москомзема, Таможенного комитета, МГТС и налоговых органов продаются в розницу там, где торгуют компакт-дисками. Борьба с продавцами «незаконной» информации началась в 2001 г. по линии «незаконного предпринимательства». С тех пор она идет с переменной напряженностью. Последнее событие — приговор, вынесенный в августе 2005 г. в Екатеринбурге за попытку продать незаконно полученную базу с номерами телефонов и фамилиями абонентов стационарной связи компании «Уралсвязьинформ». Суд приговорил нарушителя к штрафу в 30 тыс. руб.[7] Во всем цивилизованном мире почти в каждой телефонной будке лежат телефонные справочники, порой даже с адресами абонентов. В Москве раньше информационный отдел давал по телефону справки о владельцах телефонов. Сейчас эта услуга аннулирована. А о телефонных справочниках в кабинах таксофонов мы можем только мечтать. В Беларуси, кстати, законодательно определено, что информация об абоненте не считается конфиденциальной. В Новосибирске (что можно отметить как достижение города) бесплатно распространяется городская электронная карта Дубль-ГИС. В ней можно узнать телефоны и адреса многих фирм Новосибирска, если они хотят быть занесенными в данный картографический справочник. Продажа закрытой информации на СD-дисках во всем мире — вполне сложивший бизнес. Только в России он внове и наталкивается на атавизмы советского времени. Приведу только один пример, чтобы было понятно, до какого маразма доходило засекречивание информации в нашей стране. Когда иностранный журнал геологии поступал в советскую геологическую (например, тюменскую) организацию, его просматривал секретчик, так называемый «первый отдел». Если в журнале оказывалась статья, посвященная той же тюменской нефти — соответствующие страницы выдирались, на них ставился гриф «секретно» и прочитать ее мог только специалист, имеющий допуск к секретной информации. В Госплане СССР иностранная фирма-наладчик вычислительной техники получала доступ к секретной информации, которую запрещено было доводить до сведения основной массы сотрудников организации. Иррациональную секретность советского образца очень трудно вытравить из обыденного сознания. Когда на входе в японскую фирму вместо привычного глазу амбала в камуфляже ты видишь двух милых девушек в белоснежных блузках и коротких юбочках, то вздрагиваешь и думаешь: «Что-то здесь не так». С базами данных, как с официальными, так и полулегальными, дело обстоит примерно так же. Если информация закрыта, это еще не означает, что ее категорически нельзя добывать и анализировать. Необходимо лишь придерживаться принятых законодательных норм. Действительно, во всех цивилизованных странах любая информация внутреннего пользования, на продаже которой можно заработать, хранится за семью печатями. Утечка сведений из корпоративных баз данных в серьезных зарубежных фирмах карается увольнением всех, кто имел доступ к ней. Но увольнение предполагает, что наказание выходит за рамки компании только в одной форме — как плохая рекомендация работнику при его новом трудоустройстве. Но для многих отсутствие такой рекомендации мало что значит. Во всяком случае, деньги, заработанные на передаче закрытой информации, для большинства — хорошая компенсация последующим сложностям с трудоустройством. Продавец баз данных с конфиденциальной информацией формально не несет ответственности за ее утечку. Его можно только оштрафовать за реализацию нелицензированного (контрафактного) товара и конфисковать этот самый товар. Чтобы найти источник закрытых сведений, нужно пройти всю информационную цепь. Такая задача пока не под силу российским правоохранительным органам. При рейдах они даже не всегда могут добиться от продавца контрафактных компакт -дисков, кто является хозяином торговой точки или принес ему этот товар. Федеральная налоговая служба предлагает свои услуги, причем расценки у нее более высокие, они доступны только очень крупным компаниям, ну и, естественно, криминальным структурам. В общем, всем, кто при больших деньгах. Такой парадокс первоначально, конечно же, не задумывался. Намерения были самые хорошие. Декларировался даже бесплатный и открытый для всех доступ к базам налогоплательщиков. Но чиновник слаб, его постоянно соблазняют дополнительные доходы за государственный счет. Плата налоговым органам за предоставляемую ими информацию является свершившимся фактом, и можно осуждать налоговиков за это. Но лучше не выделять понапрасну адреналин, а сопоставить этот факт с изложенными выше. Если налоговики торгуют своими базами по высокой цене, это значит, что базы у продавцов на рынке просто хуже качеством. И только по этой причине они дешевле. Своей информацией торгуют и органы государственной статистики. Как постоянный покупатель могу сказать, что оценивают они информацию произвольно: иногда приходится платить тысячу за несколько цифр, иногда же приличная информация достается за пару сотен рублей. Единственное, в чем я точно уверен, баланс конкурента можно приобрести за довольно скромную сумму. На середину 2005 г. в Новосибирске она составляла всего 324 рубля. Столь невысокая такса, думаю, связана с тем, что для анализа информации, в которой конкурент сделал все возможное, чтобы выглядеть хорошо перед налоговой инспекцией, требуется высокая квалификация аудитора. Но не всегда. Однажды нашему заказчику понадобилась информация о гостиничном бизнесе в Новосибирске, в особенности об одном отеле, балансы которого мы приобрели. Без особой аналитической премудрости удалось выяснить, что отель погружается в неоплатные долги. При этом кредитор будто не обращает внимания на безнадежность положения отеля, на то, что долги возвращены не будут. После дополнительных исследований мы выяснили, кто был этим кредитором. В результате наш заказчик отказался от идеи приобрести отель, поскольку фактически он уже был перепродан. Закрытость информации порождает коррупцию, главное российское зло. Поэтому любые способы ее раскрытия представляют собой благородное дело. И совсем другое дело — использование этой информации. Тут уж оказаться по ту сторону фола проще простого. Но к получению информации, даже закрытой, моральные сомнения никакого отношения не имеют. А если ее вообще никак не использовать, то эта информация будет не только бесполезной, но и стерильной в отношении нарушения закона. Кто же про нее узнает? Впрочем, нынешняя ситуация с так называемыми «закрытыми» базами данных осложняется еще и тем, что информационные посредники уже заняли рыночную нишу, и вытеснить их будет непросто. Вопросами хищений коммерческой тайны и информации, ее содержащей, занимается так называемое управление «К», которое есть и в МВД, и в ФСБ. Казалось бы, позвони по указанному в SMS телефону, договорись о встрече и хватай нелегального торговца за руку. Однако установить конкретного человека, создавшего определенный сегмент базы данных, практически невозможно. Нужны свидетельские показания по факту хищения или хотя бы доказательства того, что информация использовалась не по назначению. Если установлено, что доступ к служебной БД имели посторонние лица, то проблема еще более усложняется, и виновных не найти. Как же обстоит дело с исходным источником информации? Наказание у источникаВ публикациях встречаются сообщения о том, что информация о коммерческой тайне поступает в закрытые и коммерчески распространяемые базы данных через государственные органы. Так, базы данных клиентов сотовых компаний МТС и «БиЛайн» были предоставлены органам безопасности, а впоследствии стали доступны за деньги. Формально государственные органы несут гражданско-правовую ответственность перед правообладателем за разглашение или незаконное использование должностными лицами подобной информации. Должностные лица, разгласившие коммерческую тайну, несут ответственность по ст. 183 Уголовного кодекса РФ. Приговор может ограничиться штрафом, но грозит и лишение свободы, и запрет в течение установленного судом периода занимать определенные должности[8]. Но применяется эта статья крайне редко. За последние полтора десятилетия мне удалось зафиксировать только один случай. В Новосибирске сотрудник сотовой компании передал заинтересованной фирме записи разговоров компании -конкурента, за что получил четыре года условно. Об этом упомянул Первый канал Центрального телевидения, из чего можно сделать вывод, что такое уголовное дело — редкость не только для Новосибирска, но и для всей России. Преследование лиц, нарушивших коммерческую или служебную тайну, технически сложно. Организация, которую обворовали, обязана собрать доказательства того, что украдена не просто информация, а коммерческая тайна. Причем у нее должны быть документы, подтверждающие сам факт наличия тайны. Наше законодательство еще и усложняет эту проблему, разделяя два понятия: «коммерческая тайна» и «информация, составляющая коммерческую тайну». Коммерческая тайна позволяет ее обладателю получать коммерческую выгоду. Информация, составляющая коммерческую тайну, — это сведения, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам. К информации, составляющей коммерческую тайну, относится та, в отношении которой документировано отсутствие свободного доступа и введен режим коммерческой тайны. Вообще сопоставление российского определения коммерческой тайны с аналогичными определениями в законодательствах развитых стран наводит на грустные мысли о сохранении советского строя. Взять отправную точку определения. Оказывается, это — «сведения, не являющиеся государственной тайной». Ну при чем тут государственная тайна? И зачем исходно разделять интересы российской компании и государства? Почему бы бизнесу и власти не выступать здесь единым фронтом? Далее в определении коммерческой тайны уточняется, что это — сведения, «связанные с производством, технологией, управлением, финансовой и другой деятельностью хозяйствующего субъекта, утечка которых может нанести ущерб его интересам». Перечисление немногого стоит, если оно заканчивается словом «и другой». Но обратим внимание на оборот «может нанести ущерб». В принципе все может нанести ущерб. Можно порезаться листом бумаги, сесть на кнопку и т. д. Аморфное законодательство открывает путь многочисленным нарушениям. Неубедительными выглядят и ссылки на Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», согласно которому «защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу». Эта правовая норма дает владельцу информации право на ее защиту, но не означает, что органы власти должны в инициативном порядке вмешиваться в события вокруг коммерческой тайны. Охраной закрытой информации де-факто занимаются те организационные структуры, из которых и происходит ее несанкционированная утечка. Причина — в правовой неопределенности. Нет строгой границы между обычными базами данных, прикладной информацией и информацией, содержащей коммерческую тайну. В свою очередь информация, содержащая коммерческую тайну, отличается от служебной и профессиональной. Последние иногда содержат сведения коммерческого характера, но запрещение их разглашать основывается на регламентации отдельных сфер деятельности. Профессиональной информацией обладают отдельные категории работников: врачи, банковские служащие, связисты, охранники, горничные в гостиницах, налоговые инспекторы, сотрудники спецслужб и страховые агенты. Все они обязаны сохранять в тайне сведения, к которым имеют доступ по долгу службы. Служебная информация отличается от профессиональной тем, что она регламентируется необычными для профессии ограничениями, зафиксированными в локальных нормативных актах отдельных организаций. Каждый работник, получивший доступ к конфиденциальной информации, дает подписку о неразглашении служебной и коммерческой тайны. Рекомендуется ознакомить новичка с перечнем данных, составляющих коммерческую тайну, и с ответственностью за их разглашение. Одновременно ему сообщается и круг вопросов, которым посвящена служебная информация. Если расписка не была взята, к работнику не могут быть предъявлены требования об ответственности за сохранение коммерческой тайны. Давая подписку о неразглашении, сотрудник тем самым соглашается хранить коммерческую тайну и не разглашать служебную информацию. Это включается в круг его служебных обязанностей. Но если работнику не созданы необходимые условия для соблюдения коммерческой тайны: нет отдельного кабинета, отсутствует сейф и т. п., то при обнаружении факта утечки он, вероятнее всего, будет оправдан судом. Когда заключается соглашение о неразглашении коммерческой тайны, должен быть указан срок, в течение которого оно действует. Не указан срок — извините, такое соглашение недействительно. В таком случае для работодателя даже более выгодна ситуация, когда соглашение вообще не было заключено. Согласно ст. 57 Трудового кодекса РФ в трудовой договор работника могут быть включены условия неразглашения сведений, составляющих коммерческую тайну. В этом случае обязанность сохранения информации в тайне действует в течение трех лет после прекращения трудовых отношений. За недопустимое разглашение коммерческой информации работник несет не только дисциплинарную ответственность вплоть до расторжения трудового договора, но и имущественную. Но следует доказать, что он был ознакомлен с ней в связи с выполнением им трудовых обязанностей. Ответственность наступает даже после того, как работник уволился, но только в той части, в которой эта информация доводилась до него «по службе». Если же он информацию узнал случайно, то ответственности не будет. Понятно, что когда работник уволился — все эти требования работодатель может предъявить только через суд. Известны случаи, когда в конкурентной разведке использовалось право государственных органов запрашивать у работодателей информацию, составляющую коммерческую тайну. Такое право предоставлено не только прокуратуре, суду или ФСБ, но и налоговой инспекции, а также органам местного самоуправления. Отказать в предоставлении информации компания, в которую пришел запрос, не имеет права. Иначе ее затребуют в судебном порядке. Суд вполне может оценить запрос как обоснованный. Тогда уже он своим решением обяжет компанию предоставить требуемые сведения, опираясь ст. 315 Уголовного кодекса РФ, угрожая приличным штрафом и другими санкциями руководителю строптивой компании. По сообщению «Российской газеты», сотрудники многих государственных учреждений сами звонят и предлагают данные, предназначенные исключительно для внутреннего пользования. Это — в Москве, на периферии подобные способы заработка еще не вышли в рыночную экономику. Такая информация распространяется исключительно «среди своих». Лицемерие вокруг якобы закрытой информации достойно известного персонажа из «Двенадцати стульев» по имени Альхен. Оно контрастирует с зарубежной действительностью, где «любой человек без предъявления своих документов за небольшую плату, эквивалентную 60 рублям, может через 5 минут после обращения получить распечатку учетных данных на любое юридическое лицо любой формы собственности или предпринимателя, зарегистрированных в реестре. Причем карточка данных содержит гораздо больше сведений, чем карточка Госреестра РФ и Госкомстата, а также бывших Регистрационных палат. В эти сведения включены установочные данные на всех акционеров и учредителей с распределением долей участия, директоров предприятия, юристов и аудиторов, включая места жительства физических лиц и контактные телефоны. За сумму, эквивалентную 300 рублям, можно получить фотокопии всех годовых отчетов и аудиторских заключений компании со дня ее регистрации. В Великобритании подобные платные услуги оказывает государственный House of Companies, где можно купить всю базу данных по Великобритании целиком на компакт-дисках. Впрочем, ту же базу данных можно найти в любой публичной библиотеке»[9]. Что же у нас? Оказывается, суды общей юрисдикции признают право сотовых компаний отказывать в предоставлении даже правоохранительным органам (!) информации о том, кому принадлежат телефонные номера, если нет решения суда или возбужденного уголовного дела. Суды признают право пользователей сотовых телефонов на закрытость номеров, при том, что в законодательстве такого права не предусмотрено. Откуда же такой контраст? Те стороны частной жизни, которые имеют отношение к общественным благам, к деньгам налогоплательщиков, должны быть открытыми для всех. В отличие от государственных структур, которые могут позволить себе начать с запозданием узнавать о том, как бывший премьер стал владельцем крутой дачи, конкурентная разведка должна получать сведения не только своевременно, но и загодя. Кому принадлежит данный бизнес, квартира или коттедж, дача, телефон или автомобиль, на какие деньги они куплены? Кому должен данный человек, вернет ли он долг вовремя и вообще вернет ли? Занимался ли ваш конкурент или партнер по бизнесу противоправной деятельностью, была ли у него судимость, с какими криминальными структурами он взаимодействовал? Если ты рискуешь деньгами, своими или компании, кто может отнять у тебя право попытаться получить ответ на эти вопросы? Понижение рисков отечественного бизнеса представляется той задачей, которая более важна, чем мнимые тайны. Ведь с распадом СССР никто не пересматривал список сведений, составляющих государственную и военную тайну. Да и о каких тайнах может идти речь, если бывший секретарь Совета безопасности объявлен в международный розыск и, проживая в Лондоне, заведомо рассказал все, что знал. Поэтому ссылки на то, что отчетные данные государственных ведомств содержат хоть какую-то тайну, представляются бессмысленными. Важную государственную задачу представляет обратный процесс — обеспечение равного доступа всех граждан страны ко всем документам всех государственных органов. Категорически нельзя допускать ценовых ограничений. Иначе получается так: Институт прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН открыто жалуется в прессе, что у него нет денег. Для чего? Чтобы купить (!) информацию, необходимую для отработки методики прогнозирования земных толчков и лесных пожаров[10]. По моим представлениям, получение денег за такую информацию представляет собой частный случай казнокрадства. Закрытая информация в основном касается богатых людей и самых крупных фирм. Сама по себе она ставит в неравные условия тех, кому есть что скрывать, и тех, кто хотел бы об этом узнать. Но высокая плата за информацию это неравенство усугубляет еще больше. Ограничения на получение сведений, которые действительно затрагивают частную жизнь, должны быть редкими и конкретными: нельзя читать чужие письма, подслушивать телефонные разговоры, подглядывать в замочную скважину и т. д. Впрочем, мы опять уходим из сферы юридической в моральную. «Только в этом случае рынок информации станет цивилизованным. Произойдет реальное снижение коррупции, поскольку деятельность госструктур и чиновников станет прозрачной, а аналитики будут заниматься своей работой, направленной на изучение объектов и процессов, повышение эффективности бизнеса, прогнозирование рисков и событий, используя открытые и легальные данные»[11]. Кое-где это уже началось. Например, в мэрии одного крупного уральского города введен такой принцип. Вся без исключения переписка, которая ведется работниками системы городского самоуправления, должна быть открытой населению. Это означает, что как только письмо написано и зарегистрировано, оно вывешивается на городском сайте. И это правильно. Из-под интернет-полыБольшую интегрированную полнотекстовую базу данных создала российская компания «Интегрум-Техно». Наряду со статьями из более чем сотни региональных изданий, в ней содержатся базы данных Госкомстата РФ, информационных агентств, адресно-справочных служб, адресные и телефонные справочники по регионам РФ и странам СНГ, в целом — более 100 Гб. И вот в начале 2005 г. отдел Управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД и 21-й отдел УБЭП ГУВД Москвы закрыли доступ к информационным серверам «Интегрум-Техно» (integrum.ru и integrum.com)[12]. На этот момент у «Интегрум-Техно» было около 700 различных баз данных, содержащих более 15 млн документов: базы данных ГИБДД, таможни и Госкомстата. Было признано, что 50 баз нарушают авторские права третьих лиц. Сотрудники УБЭП скопировали содержание баз данных, но не опечатали офис компании. «Под общую метлу» были арестованы даже архивы газет «Коммерсант» и «АиФ», которые распространялись по договорам с редакциями газет. Возможны разные варианты предъявления обвинения: то ли в нарушении авторских и смежных прав (ст. 146 Уголовного кодекса РФ, максимальное наказание — лишение свободы на срок до пяти лет), то ли в «неправомерном доступе к компьютерной информации» (ст. 272 Уголовного кодекса с таким же максимальным наказанием). Но реально дело так и было спущено на тормозах. Иначе и быть не могло. Совершенно непонятно, что такое «авторские и смежные» права, и имел ли место факт «неправомерного доступа». Пожалуй, за «неправомерный доступ» можно было бы осудить скорее посетителей сайта, но не его создателей. Другая компания предоставляет подобные БД по Москве и Санкт-Петербургу — адресно-телефонные справочники, база ГИБДД, водительские удостоверения, ДТП, паспортные данные, прописка, регистрация, недвижимость, база Земельного комитета, фирм и предпринимателей без образования юридического лица. Набор баз по РФ — таможня, реестры предприятий и организаций, адресно-телефонные справочники, прописка, ГИБДД, база Госкомстата, МВД, антикриминал[13]. В ответ на запрос о приобретении соответствующих баз данных высылается счет на оплату. Оплачивают, как правило, безналичным платежом на расчетный счет получателя, который может быть как физическим, так и юридическим лицом. Оплата — через любой банк РФ. Это говорит о масштабах бизнеса. Но не только. Привлечь к ответственности телефонных «рыночных» распространителей нелегальных баз данных можно, позвонив по указанному контактному телефону. Но с обладателями сайтов, через которые продается конфиденциальная информация, связаться еще проще, поскольку остаются и номера счетов. Но никого такие возможности не интересуют. Как тут не вспомнить анекдот про Неуловимого Джо, которого не могли поймать не потому, что хорошо прятался, а лишь потому, что его никто не ловил. После оплаты базы при мелких заказах (до 10 тыс. руб. и объеме до 20 Мб) БД рассылаются по электронной почте. При более крупных заказах обеспечивается доставка курьером в точку, указанную покупателем. Предусмотрена система абонементного обслуживания и скидки. Но в Интернете торгуют не только таким образом. Посетитель сайта может сделать запрос и купить не всю базу целиком, а только найденные по запросу адреса или другую информацию о конкурентах или партнерах. При этом запрос либо оформляется письмом по электронной почте, либо посетитель сам работает в местной поисковой системе. И в том и в другом случае ему не сразу выставляется счет, а бесплатно высылается так называемый файл предварительной выборки. В нем не заполнены почти все информационные поля по каждой организации (компании). Предварительная выборка предназначена для того, чтобы дать возможность понять — стоит или нет покупать полученную информацию, с учетом суммы и условий оплаты. Цена одного адреса невелика — от одного до двух рублей. Стандартная информация включает в себя полное название компании, почтовый адрес, род деятельности, телефон, факс, адрес электронной почты и сайта. В такой системе забота о том, чтобы клиент не заплатил дважды за одну и ту же информацию, возложена на саму систему. Вторично вы получаете ее бесплатно. Если вы заказали пакет из 50 или 100 адресов и среди них встретились такие, что сообщались вам прежде, система плату за них вычитает. Дескать, чужого не надо. Процедуры работы с базамиОдна из причин, по которым сохраняется межеумочное состояние наполовину запрещенных баз данных, состоит в том, что по-прежнему слабо развиты навыки работы с ними. Поэтому тот, кто приобрел базу, рискуя оказаться под статьей Уголовного кодекса, немногое способен извлечь из нее. Работа с адресными и телефонными справочниками, базами статистической и регистрационной информации — дело довольно сложное. Учиться этому искусству приходится годами. Поэтому остановимся лишь на нескольких приемах, которые только наметят направление совершенствования навыков работы. Рассмотрим ситуацию, когда вам просто указали на фирму-конкурента, и нужно провести первое ознакомление с ее характеристиками. Перед началом работы хорошо иметь внутреннюю убежденность в том, что нет ни одного конкурента, у которого не было бы разветвленных связей. И если они не выявлены, значит, плохо искали. Как правило, само название фирмы может служить толчком для дальнейших поисков. Так, если в нем встречается некоторый распространенный символ, вроде буквы греческого алфавита, или слово «газ», это уже может направить конкурентную разведку по нужному руслу дальнейших изысканий. Давайте рассмотрим, как приходится работать с базами данных при простой исходной задаче. Скажем, на рынке вашего региона появился новый конкурент и стал вам докучать. Нужно понять, с кем он связан. В распоряжении у вас три базы данных: налоговой инспекции, адресный и телефонный справочники (в Новосибирске и некоторых других городах к ним добавляется электронная карта города). Первоначально нужно определиться: кто учредители компании, ее руководитель и главный бухгалтер. Полученный список фамилий «запускается» сразу по всем трем базам. База налоговой инспекции позволяет установить, в каких еще фирмах учредители выступают как учредители и руководители. То же — относительно руководителей. С главными бухгалтерами ситуация проще — их ищут именно в этой функции по другим фирмам. По адресному справочнику идет добавление в поиск новых фамилий. Если некто проживает вместе с руководителем, учредителем или главным бухгалтером конкурента — он обязательно должен быть включен в поиск. Что же мы «проскочили»? Весьма интересные моменты рассогласования информации. Скажем, в данных регистрационной базы налоговой инспекции указан телефон. Но по телефонному справочнику он принадлежит другой фирме, иногда это вообще квартирный телефон. Это — особо ценная информация. Каждое рассогласование информации, содержащейся в разных базах данных, должно радовать, а не огорчать. Оно — источник неожиданных открытий. Уже на первом цикле полезно использование информации о местоположении компании-конкурента. Здесь также возможны неожиданные находки. Так, одно из наших исследований закончилось предельно быстро, когда мы показали нашему заказчику, в каком здании располагается охранное предприятие, обслуживающее фирму-конкурента. Это здание плотно курировалось одной криминальной группировкой. И наш заказчик об этом знал даже лучше нас. Поэтому он улыбнулся, поблагодарил нас, и работа нам была засчитана как выполненная. Хотя первоначально она выглядела неподъемной. Конкурент, что называется, «шел на рожон». Он совершенно в открытую шантажировал поставщиков нашего заказчика, угрожал им. Он брал заведомо невозвратные кредиты. Нужно было понять, что произошло. И в ходе сканирования основных событий, происшедших в компании-конкуренте, выяснилось, что недавно в ней сменились охранники и был ужесточен пропускной режим. Сама по себе такая смена еще ни о чем не говорила. Но все решилось просто, когда выяснилось, где расположен офис нового охранного предприятия. Итак, мы прошли первый круг поиска, число вовлеченных лиц увеличилось. Каждый из новых фигурантов представляет самостоятельный интерес. Но ещё более интересны их связи, которые ведут в тот же «первый круг». Если это обнаруживается, то формируется особая группа тесно связанных между собой людей, так называемый кластер. Впредь до окончательного выяснения обстоятельств, не содержащихся в базах, обстоятельств, которые нужно выяснить дополнительно, этот кластер будет находиться под пристальным контролем конкурентной разведки как некоторый единый объект наблюдения. Выше шел рассказ о так называемом «ручном» алгоритме анализа. Но существуют и программные средства поиска. Основная их часть — доморощенные программные пакеты. Есть и специализированные программы, которые продаются на рынке каждому желающему. Зарубежные программные пакеты более изощренны. На Западе принципиальным является изучение связей, которые складываются через участие в акциях и других ценных бумагах. Впрочем, об этих компьютерных программах нужно рассказывать отдельно, в контексте программного обеспечения конкурентной разведки. [1] Одиннадцатая статья из серии статей о конкурентной разведке. Предыдущие статьи см.: ЭКО. 2004. № 10—12; 2005. № 2—3, 5—7 и 9—10. [2] Сборник платных баз данных. Новосибирск: Издательство НТПП, 2000. [3] http://www.thomasregister.com/ [4] http://www.companies-house.gov.uk. [5] http://www.businesscreditusa.com/ [6] Justquotes.com. [7] Кроме того, молодой человек попутно «прихватил» базу «Консультант -плюс». За это суд обязал его возместить фирме-держателю авторских прав сумму ущерба в 70 тыс. руб. Само соотношение 30/70 много о чем говорит. Не в тайне, видимо, дело. [8] Трахтенгерц Л. Коммерческая тайна вышла в свет //Кадровое дело. 2004. № 9. [9] Митрофанов А. А. О бедном аналитике замолвите слово... или Кому выгодно уничтожение цивилизованного рынка информации // Конфидент. 2004. № 4. [10] Профиль. 20.01.03. [11] Митрофанов А. А. О бедном аналитике замолвите слово... [12] Анекдотом можно считать то, что сделано это было «при содействии Комиссии по безопасности информационного рынка Совета предпринимателей при мэре и правительстве Москвы». [13] Пример взят из информационных архивов компании BD sale; выбор случайный, примеров таких привести можно много. |