Проекты, реализуемые в Сибирском федеральном округе,
обсуждались в №
9 «ЭКО» за 2005 г.
(см.: Кулешов В. В. Новая стратегия экономического развития Сибири).
Предлагаем прогноз изменений территориального размещения производства, анализ
российских инвестиционных проектов XXI века и оценку их влияния на развитие
страны и ее регионов, в том числе Сибири.
Экономика России и Сибири: «стартовые площадки»
и «точки роста»
В. В. КУЛЕШОВ,
академик РАН,
директор Института экономики и организации
промышленного производства СО РАН,
Новосибирск
Начиная со времен походов Ермака и даже Московской Руси
территория России постоянно расширялась. За присоединением Сибири и
выходом к Дальнему Востоку последовали территории бывших среднеазиатских
республик, при Екатерине II осваивались южные рубежи европейской части
России, составной частью России стали Польша и Финляндия (рисунок на 4-й
странице обложки). В советские времена этот процесс продолжился. В состав
СССР были включены Прибалтийские республики, Западная Украина. После Великой
Отечественной войны сформировался социалистический лагерь и круг
стран-сателлитов СССР.
После распада СССР (см. рисунок) только один участок государственной
границы России остался таким же, как был и 100, и 15 лет назад. Это
пограничная линия с Монгольской Народной Республикой и Китаем (за
исключением Республики Тыва).
Добыча – в Сибири, деньги – в Центре
Ныне российская территория четко делится на ее центральную часть,
срединный регион, северные и восточные регионы. В центральной части в
основном сосредоточена постсоветская инфраструктура, в том числе экспортная.
Через нее реализуется до 70% российского экспорта в страны ЕС. В срединном
регионе сосредоточены стратегические запасы природных ресурсов. В последнее
время наблюдается тревожная тенденция: северные и восточные районы Сибири и
Дальний Восток теряют население, и без того немногочисленное, и подвергаются
демографическому давлению со стороны южных соседей, в частности Китая с полуторамиллиардным населением и динамично растущей
экономикой.
Пространственное размещение производительных сил России хорошо
иллюстрируют данные табл. 1.
Таблица
1
Доля отдельных субъектов РФ (первая десятка)
в суммарном ВРП России в 1994 г. и 2002 г., %
* Один только кластер АвтоВАЗа
дает примерно 1,5% ВРП РФ.
** Кластер ГАЗа давал более 1%
ВРП РФ.
Как мы видим, за этот период из списка ушли Нижегородская и Челябинская
области (их доли упали ниже 2,3%) и в него вошли Республика Татарстан и
Краснодарский край. За 2003–2005 гг. доли первых двух субъектов только
выросли, как и значимость первой десятки субъектов РФ (на эти регионы в 2002 г.
приходилось не 41,5%, как в 1994 г., а уже более половины – 54,2%
суммарного ВВП России).
Субъекты Федерации, в сумме дающие около 50% ВРП России, это:
· Москва и
Московская область – 25%
· Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа – по
10,1%
· Санкт-Петербург – 3,9%.
Эти же пять регионов формируют более 45% бюджета страны.
Для сравнения: доля всех регионов, входящих в Сибирский федеральный
округ, в 2002 г.
составляла всего 11%, и эта доля уменьшается.
Столь высокая доля Москвы во многом объясняется не только развитием
торговли, финансовых, посреднических услуг, но и тем, что здесь
зарегистрированы крупнейшие нефтегазовые, металлургические и другие компании
с высокой долей экспорта, которые ведут свою производственную деятельность за
Уралом. До сих пор борьба местных властей регионов Сибири за нефтегазовую и
вообще ресурсную ренту с федеральным Центром шла в пользу последнего.
Но эта борьба не прекращается. Один из последних примеров – попытка добиться
перерегистрации «Сибнефти» в Санкт-Петербурге,
мотивируемая необходимостью наращивания налоговой базы для решения проблем
мегаполиса[1].
Напомним, что речь идет о сумме примерно в 0,5 млрд дол.
Развитие межрегиональных внутренних рынков
в центре и восточных районах
В центральной части Европейской России сложились комбинированные рынки с
многолетними традициями кооперации и обмена, охватывающие пространства
Московской, Ленинградской, Нижегородской областей, а в Сибири эти рынки
охватывают лишь отдельные территории и практически не пересекаются (рис. 1).
Рис. 1. Межрегиональные внутренние рынки РФ
Если взять внутренний радиус этих рынков (150–160 км), то московский рынок
охватывает в своей орбите 25 млн человек,
санкт-петербургский – 10 млн, в то время
как новосибирский – 2,5 млн, красноярский – 1,5,
иркутский – 1 млн человек. По внешнему же радиусу (300–320 км): московский – 40 млн
человек, санкт-петербургский – 20 млн,
нижегородский – 12 млн, новосибирский – 10 млн, красноярский –
2 млн,
иркутский – 1,5 млн человек. Для условий Сибири 300 км – это уже
достаточно много, и чтобы связи развивались, требуется очень хорошая
транспортная обеспеченность.
Преимущество большого рынка – это равная доступность разных производителей
товаров и услуг к потребителям, развитие конкурентной среды, сдерживание
роста потребительских цен. К тому же инфраструктура межрегионального рынка –
это источник рабочих мест.
Кроме того, за пределами экономического пространства какого-либо региона,
входящего в Сибирский федеральный округ, – практически такое же пространство
соседних регионов.
В то же время экономическое пространство Поволжья существенно иное, нежели
Москвы
и Московской области и Санкт-Петербурга (даже по
климату). Другими словами, в Сибири моногенное
пространство, а в европейской части – гетерогенное.
Мировой опыт показывает, что особое значение при формировании
межрегиональных рынков принадлежит крупным логистическим
центрам и мультимодальным транспортным узлам.
Наиболее перспективен в этой сфере Новосибирск.
Развитие межрегиональных рынков должно подкрепляться и законодательной
базой, благоприятной для формирования конкурентной среды
(а не «закрытием»
границ) и развития малого бизнеса. При индивидуализации внутренних рынков в
Сибири этому региону нужны свои организационно-экономические формы развития –
РКП (региональные комплексные программы), территориально-производственные
комплексы (ТПК), промузлы.
Банковский сектор, малое предпринимательство
и сельское хозяйство
Неравномерность в развитии характеризует и указанные сферы российской
экономики. Слабые места (особенно это касается зауральских регионов) – это
неразвитость региональной банковской системы, подорванность
сельского хозяйства (особенно на Дальнем Востоке).
Состояние банковского сектора РФ. На 1 июля 2005 г. в России
насчитывалась 1281 действующая кредитная организация с 3273 филиалами, из них
1010 – филиалы Сбербанка. При этом 90% российских банков не в состоянии
выдать даже один кредит от 10 млн
дол. Фактически о сложившемся насыщенном рынке банковских услуг можно
говорить только в отношении Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга,
Екатеринбурга и Свердловской области, Тюменской области, Новосибирска,
Самары, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону и Краснодара. Банковская
инфраструктура других регионов, особенно отдаленных районов страны
(Мурманская, Архангельская области, Восточная Сибирь, Дальний Восток),
развита слабо.
Для сравнения: на конец 2003 г. в США насчитывалось 7,5 тыс. банков и
70 тыс. филиалов, в Германии – около 2200 (с учетом кредитных товариществ,
кооперативов и стройсберкасс).
При этом в России сегодня одно банковское учреждение (банк или филиал)
приходится примерно на 32 тыс. человек, тогда как в США – одно
на 2 тыс.
человек, в Германии
– на 1,5 тыс., в Великобритании, Ирландии,
Швеции и Финляндии – одно на 4–5 тыс. человек
[2]
Малое предпринимательство в РФ. К лучшим регионам
России (первая десятка) по условиям для работы малого бизнеса (выделены
курсивом регионы, входящие в Уральский и Сибирский федеральные округа)
относятся Ямало-Ненецкий АО, Республика Башкортостан, Ставропольский
край, Тульская и Смоленская области, Усть-Ордынский
Бурятский АО, Омская область, Республика Марий Эл, Коми-Пермяцкий
и Ханты-Мансийский АО. К худшим (последняя десятка) – Республика Татарстан,
Кабардино-Балкарская Республика, Республика Адыгея, Курская, Калининградская,
Саратовская и Липецкая области, Москва, Воронежская область и Красноярский
край [3]
Сейчас география малого бизнеса, особенно в Сибири, очень узка. По данным
Общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора
России», четверть всех малых предприятий РФ находится в Москве. Такова же
доля Новосибирской области в количестве малых предприятий Сибирского
федерального округа (она находится в середине списка из 80 оцениваемых
субъектов Федерации). В то же время в четырех субъектах Федерации Сибири,
входящих в число лучших, действует всего около 17 тыс. малых предприятий (в
Новосибирской области – 25 тыс.).
Речь здесь, по-видимому, может идти о степени насыщенности (при данных
экономических и институциональных условиях). Московский рынок настолько
развит,
условия входа на него столь жестки, а поддержание конкурентоспособности столь
затратно, что начинающие или профессионально слабые
предприниматели оценивают условия пессимистично. В Новосибирске или
Красноярске возможно почти подобное.
Для более равномерного развития малого бизнеса на территории страны,
особенно в отдаленных районах, важно, чтобы субъекты Федерации
(а также
многие муниципальные образования) формировали стимулирующее законодательство,
программы и фонды поддержки, а также создавались органы власти, занимающиеся
непосредственно этим сектором экономики. Надо развивать и использование
аналогичных регуляторов, находящихся в распоряжении федерального центра.
Например, фонда поддержки малого инновационного бизнеса.
Но проблема не только в этом. Значительная часть людей, занимающихся малым
предпринимательством, не имеют точного представления о перспективах своего
бизнеса, не обладают необходимыми знаниями.
Сельское хозяйство РФ. Из 300 наиболее крупных и эффективных
сельскохозяйственных предприятий РФ за
2002–2004 гг. (клуб «АГРО-300») в Южном федеральном округе сосредоточено
более трети. За Уралом расположено всего 39 предприятий из этого списка, а в
Сибирском федеральном округе [4] – 34. Из них пять – в
Тюменской области, восемь – в Омской, шесть – в Новосибирской, четыре – в
Алтайском крае, два – в Кемеровской области, одно – в Томской, девять – в
Красноярском крае. А в Дальневосточном округе в список «Агро-300» не
входит ни одно сельскохозяйственное предприятие.
Показатели уровня жизни
Эти показатели представлены на рис. 2.
Рис. 2. Уровень жизни по федеральным округам РФ, %
Источник: Труд. 2005. 1 нояб.
Наибольшая доля людей, которые экономят на питании, – у самого бедного
федерального округа. По-видимому, это объясняется высоким уровнем самообеспечения домашних хозяйств Южного округа.
Количество таких «экономных» в целом по РФ близко к числу лиц, проживающих за
чертой прожиточного минимума.
Ценовые полюса в РФ. Диапазон колебаний цен, тарифов, зарплат,
пенсий и других пособий в 89 субъектах Федерации, по оценкам Минфина,
Центробанка и специализированных аналитических служб РФ, ныне достигает 8–16
раз [5]. Есть основание полагать, что эти различия внутри округов не
меньше, чем между округами. Качество жизни в регионе во многом определяется
возможностью покупки жилья, доступность которого также существенно
различается по регионам (рис. 3).
Рис. 3. Индекс доступности
приобретения квартиры
в субъектах Федерации, лет*
*Индекс рассчитывается как отношение средней рыночной
стоимости «стандартной» двухкомнатной квартиры к совокупному годовому доходу
«среднестатистической» семьи из трех человек и показывает, за сколько лет
семья в состоянии накопить на эту квартиру, если больше ни на что не будет
тратить.
Источник:
расчет экспертов Института экономики города по данным Росстата.
Анализ показывает, что на свои доходы москвич может накопить на квартиру в
Новосибирске за 1,5 года. А новосибирец на Москву – за 12 лет. Тем не менее вектор переселения имеет очевидную западную
направленность. Туда же «мигрируют» и объемы жилищного строительства
(рис. 4).
Рис. 4. Ввод в действие жилья в Москве и Московской области;
в Сибирском и Дальневосточном
федеральных округах (РФ = 100%)
Для сравнения: чтобы накопить на «среднее» жилье, жителю Рио-де-Жанейро потребуется 2,5 года, Нью-Йорка – 2,7,
Мельбурна – 3,6,
Лондона – 4,7, Токио – 5,6, Стокгольма – 6, Амстердама – 7,8 года.
На стройплощадках Москвы и Московской области работает около 2 млн человек. Это составляет
около трети всего населения Дальневосточного федерального округа и
в 2 с лишним раза превышает общее число строителей в Сибирском и
Дальневосточном округах.
Приоритеты развития экономики
федеральных округов
Их можно обозначить следующим образом.
Центральный федеральный округ (с приоритетом Москвы и Московской области)
- Москва – крупнейший транспортный и логистический центр.
- Потребительский рынок (50% ВРП столицы создается в торговле).
- Строительство жилья (в Москве и области вводится около четверти российского жилья).
- Рынок интеллектуальных продуктов и услуг, включая образовательный комплекс (заметим, что в списке вузов, где
сохранится подготовка офицеров, около трети – московские).
- Туризм.
Крупнейший проект – строительство в
Московской области Диснейленда стоимостью около 5 млрд дол. Ожидается, что его будут посещать
ежегодно миллионы как россиян, так и иностранных туристов, будут созданы
десятки тысяч новых рабочих мест.
Северо-Западный федеральный округ –
новые «окна» в Европу
- Транспортная инфраструктура (Балтика, Белое и Баренцево моря).
- Трубопроводные системы (в том числе проект Североевропейского газового трубопровода).
- Создание свободных экономических зон (Ленинградская, Калининградская, Мурманская области).
- Транспортно-экономическая ось Санкт-Петербург – Москва.
- Здесь отметим создание скоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург
стоимостью 1,5 млрд дол., открывающей новые возможности региональной интеграции.
- Развитие туризма.
Южный федеральный округ
- Ренессанс рекреационных услуг.Так, в рекреационный комплекс Сочи в период до 2008 г. предполагается вложить около 1 млрд дол.
- Развитие портового хозяйства.
Приволжский федеральный округ –
продукция высоких технологий
- Округ станет центром автомобилестроения, приборостроения и нефтехимии.
- Развитие самолетостроения и точного машиностроения.
Уральский федеральный округ
- Топливная промышленность (в первую очередь Тюменский нефтегазовый комплекс).
- Отрасли черной и цветной металлургии.
Дальневосточный федеральный округ –
новые «окна» на Восток
- Оператор интеграции РФ в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
- Транспортная инфраструктура.
- Нефтегазовые проекты (в том числе нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан»)
- Рынок труда для граждан Китая.
Российские инвестиционные проекты ХХI века
Прежде чем оценить масштабы и стоимость современных проектов, обратимся к
истории.
Сколько стоил Транссиб? Фактический объем затрат в строительство
собственно рельсового пути и связанных с ним объектов к 1903 г. составил
более 1 млрд золотых руб.
(изначально намечалось – 350 млн руб.)[6].
Чтобы оценить масштаб проекта, отметим, что золотой рубль стоил 5 дол.
(начало ХХ века); 1 млрд
дол. в 1901–1905 гг. эквивалентен примерно 200 млрд
дол. в начале XXI века, т. е. рост за 100 лет – примерно в 200 раз.
И один
золотой российский рубль сегодня стоил бы 1000 дол. Следовательно, за 10 лет
в строительство Транссиба, по оценкам, было вложено около
1 трлн дол. Конечно, для тех лет эта цифра неподъемная, но
если даже осваивалось в 10 или в 20 раз меньше, то и тогда масштабы
впечатляют!
Переселение в Сибирь. В период столыпинской
аграрной реформы правительство взяло курс на поощрение переселений. С ростом
числа переселенцев, среди которых преобладала беднота, частной
благотворительной помощи стало недостаточно, и
государство в значительной степени взяло на себя функцию помощи переселенцам,
в том числе сиротам и престарелым. Если в 1905 г. казна выдала на
нужды переселений 2,6 млн
руб., то в 1910 г. – 25,2 млн руб. В 1906–1910 гг. на ссуды
переселенцам ежегодно в среднем расходовалось 7,4 млн
рублей[7]. За 1905–1914 гг. количество переселившихся составило около 4
млн человек. Население
Сибири практически удвоилось.
Освоение Северного морского пути. В 30-е годы на эти цели в разовом
порядке были затрачены миллиарды рублей (с учетом создания ледокольного
флота).
Формирование Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. За 4
пятилетки (70–80-е годы) на эти цели было направлено порядка 200 млрд руб. (в тех ценах),
комплекс создавал весь Советский Союз.
Норильский комбинат. В начале 70-х годов, когда строился новый
металлургический завод (ядро сегодняшнего производства), единовременно
привлекалось до 20 тыс. строителей. Содержание каждого из них (доставка,
зарплата, проживание и т. п.) составляло от 300 до 500 руб. в сутки.
Строительство Байкало-Амурской магистрали обошлось стране примерно
в 11 млрд руб. (1987 г.). Через
БАМ «прошло» 2 млн
строителей (за 12 лет).
Создание сети научных центров Сибирского отделения РАН (АН СССР)
стоило на начало первой половины 70-х годов около 1 млрд руб. (стоимость основных производственных и
непроизводственных фондов). А ведь еще были сформированы Сибирские отделения
Академии медицинских наук и сельхозакадемии.
Итак, мы видим, что страна сегодня в очень значительной степени живет результатами прошлых достижений и еще будет жить
дальше. Как утверждает американский писатель Левинсон, «прогресс – это
движение по кругу, но всё более быстрое».
Теперь перейдем к оценке стоимости современных проектов.
Стоимость бурения на шельфе. Средняя изученность российского шельфа
в 20 раз меньше, чем в соседней Норвегии. Стоимость бурения одной разведочной
скважины на шельфе, по оценке министра природных ресурсов РФ, – 50–70 млн дол.
(по оценке самих
морских геологов –18–20 млн дол)[8]
Передача электроэнергии. Стоимость 1 км ЛЭП-500 новым
строительством – 1 млн
дол.
Таким образом, для того чтобы совершить новый виток развития
производительных сил Сибири в XXI в., требуются огромные первоначальные
затраты. Другое дело, что впоследствии они окупятся, поэтому, по оценкам
экспертов, инвестиционная привлекательность Сибири велика.
В основе инвестиционного роста лежит реализация новых проектов, на базе
которых и формируется дееспособная социально-экономическая система. Отсылы в будущее должны иметь стартовые площадки. Это
своеобразный мониторинг перспективы.
Кадровые проблемы: немного истории
Реализация новых проектов требует решения ряда проблем, в частности
кадровой. Так, сооружение нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан
потребует привлечения около 17 тыс. строителей; поставлена задача удвоения (к 2010 г.)
объемов ввода в эксплуатацию жилья. Сейчас на объектах Сибири занято порядка
500 тыс. строителей. Посмотрим, как решалась эта проблема в советские времена.
В недалеком прошлом для Сибири ключевой была профессия строителя. На ее
территории действовали крупнейшие специализированные строительные организации:
БратскГЭСстрой, БАМстрой,
подразделения Миннефтегазстроя, Сибакадемстрой
и т. п. До 1990 г. строительных организаций с численностью
до 100 человек в РФ и Сибири не было
вообще. В настоящее время в РФ существует более 100 тыс. таких организаций.
Вот как было организовано элитное строительное предприятие – Миннефтегазстрой: не очень большая численность, но
высокая квалификация рабочих (строителей); при этом очень высокая фондовооруженность (от 60 тыс. руб. 80-х годов)[9] и очень высокая зарплата (до 1 тыс. руб. в
месяц), работники регулярно поощрялись орденами, могли приобрести легковые
машины и т. п.
Другая серьезная проблема – привлечение эксплуатационников. Например,
реализация Ковыктинского нефтегазового проекта в
полном объеме приведет к созданию порядка 40 тыс. новых рабочих мест.
Эксплуатация нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан потребует
привлечения
3 тыс. работников. Всех этих людей с улицы не возьмешь! Требуется
специальная достаточно длительная подготовка. Нужна комплектация служб
безопасности объектов и многое другое.
По оценкам Федерального агентства по управлению ОЭЗ, одна зона будет
производить продукции не менее чем на 200 млн дол. в год. Для этого потребуется занять на
предприятиях более 10 тыс. работников (специалистов). Значительное количество
специалистов необходимо каждому IT-центру и т. д.
Как же привлечь кадры?
Губернатор Кемеровской
области А. М. Тулеев[10] считает, что можно, например, вручать
приехавшим ордер на квартиру в европейской части страны в обмен на 10-летний вахтовый
контракт с зачетом части заработка. Утвердить оклады со всеми возможными
надбавками, премиями, чтобы они в разы превосходили среднюю по России
зарплату; ввести систему льгот и гарантий карьерного роста. Инфраструктуру
для достойной жизни на объектах создавать с самого начала.
Объявить общероссийский
конкурс на заполнение рабочих вакансий на каждый конкретный объект и при этом
четко прописать все условия, льготы и гарантии. Тогда рабочий или специалист
будет точно знать, что за свои навыки, опыт и труд он и его семья будут иметь
определенный набор материальных благ, льгот и преференций. Знать, что получит
не только хорошо оплачиваемое рабочее место, но и жилье для семьи, ясли,
детский сад, школу для детей. Наделить переселенцев акциями возводимых ими
предприятий. Чтобы и они, и их дети получали долю прибыли от работы этих
объектов экономики и т. п.
Но ясно одно: чтобы обеспечить сибирские проекты квалифицированными
кадрами, нужны неординарные меры и средства.
«Точки роста» и «зоны особого внимания»
Отечественные экономические рекорды
начала XXI века
1. Не имеющая сырьевых ресурсов Ленинградская область всего за три года
(2002–2004 гг.) удвоила свой валовый региональный
продукт (во многом за счет Балтийской трубопроводной системы; сейчас на
очереди Североевропейский трубопровод).
2. Валовый региональный продукт Чукотки за 5 лет
вырос в 5 раз. Если дела так пойдут и далее, то через 5 лет регион станет
лидером по этому показателю среди субъектов Федерации Дальневосточного
федерального округа.
Приоритетные национальные проекты
РФ
Президент РФ В. В. Путин своим указом образовал Совет при президенте по
реализации приоритетных национальных проектов. Начал осуществляться процесс
регионализации проектов.
В качестве примера реализации масштабного проекта из области приоритетных в Сибири приведем Красноярский край. В начале
декабря 2005 г. в столице края открылся первый специальный форум «Красноярск – город
инноваций, партнерства и согласия. Следующий шаг». Мэр города объявил о
начале реализации двух федеральных проектов: национального университета и
центра сердечно-сосудистой хирургии[11]. Красноярск становится центром социально-экономического
инвестирования в стране.
Особые экономические зоны (ОЭЗ)
В конце 2005 г. Минэкономразвития (МЭРТ) подвело итоги конкурса по отбору заявок на создание
особых экономических зон (ОЭЗ). На создание ОЭЗ было подано 73 заявки из 43 регионов. Отобрано шесть регионов.
1. Технико-внедренческие зоны. В Санкт-Петербурге
предполагается проводить научные исследования и производить продукцию в сфере
информационных технологий и аналитического приборостроения, в Дубне будут
развиваться ядерно-физические технологии, в Зеленограде – микроэлектроника, в
Томске – новые материалы[12].
2. Промышленно-производственные зоны. Комиссия выбрала только два
проекта. Первый – в Липецкой области, где уже начат совместный проект с
Италией и предполагается производство бытовых приборов, бытовой
электротехники и мебели (в этой зоне будет работать компания Merloni). Второй – в Елабуге (Татария), где намечается
производство автокомпонентов, а также
высокотехнологичной продукции нефтехимии. Там будут работать компании General Motors, Toyota, Caterpillar, KFZ, George Fisher, RBL, Mando и Nicolson.
В 2006 г. на финансирование ОЭЗ будет выделено из федерального бюджета – 8 млрд руб. и примерно столько же
– из местных бюджетов.
По нашей оценке, в перспективе на место в первой десятке субъектов РФ
смогут претендовать:
* Сегодня в организациях отдыха Сочи и его окрестностях ежегодно
обслуживается более 1 млн
человек. Потенциал – в несколько раз выше. Город претендует на прием зимней
олимпиады 2014 г.
** При условии обозначенных проектов развития нефтегазового комплекса,
цветной металлургии, золотодобычи.
Как мы видим, на первых семи местах останутся те регионы, которые занимали
их и в 1994, и в 2002 г.; после седьмой позиции картина изменится. В этом
контексте задача-максимум для Сибирского федерального округа – иметь
три субъекта в десятке лидеров (или хотя бы в числе первых 13). Это будет
свидетельствовать о реальном росте экономической значимости округа.
Хорошие шансы на выход в число лидеров имеет Новосибирская область, при
условии ее активной трансформации в территорию
инновационного развития (через технико-внедренческие зоны, IT-центры,
логистику).
На основании проведенной по результатам рейтинга инвестиционной типологии российских регионов[13] просматривается следующая картина:
Регионы-локомотивы: Москва и Московская область, Свердловская
область, Ханты-Мансийский
АО.
«Опорные» регионы: Самарская и Нижегородская области, Татарстан и
Башкортостан, Краснодарский и Красноярский края, Кемеровская область.
Санкт-Петербург и Ямало-Ненецкий АО отнесены к
«полюсам роста». В эту же группу вошли Новосибирская, Иркутская и Омская
области.
Сибирь – это единственный мезорегион РФ, где безусловно перевешивают субъекты Федерации, отнесенные
к локомотивам, опорным, полюсам и точкам роста. Все эти регионы объединяет
наличие высокого инвестиционного потенциала и значительных внутренних
ресурсов развития, что позволяет им устойчиво развиваться с поддержкой
федерального центра в рамках различных схем государственно-частного
партнерства.
Некоторые выводы
1. Все 13 субъектов Федерации, обеспечивающие сегодня около 60%
производства ВРП РФ, относятся к наиболее заселенным регионам. В общей
сложности в них проживает около 40% населения страны.
2. За последние несколько лет Москва и Тюменская область более чем удвоили
совокупную долю своих ВРП в ВРП РФ и приблизились к его трети. А в части
бюджетных доходов страны эта доля достигла 40%.
3. Два первых в списке субъекта Федерации (Москва и Тюменская область),
чьи доли в ВРП РФ существенно выросли, заметно подросли и по населению:
Москва – на 1,7 млн
человек, Тюменская область – более чем на 200 тыс. человек.
4. Два следующих номера в списке, также усиливших свои позиции (Московская
область и Санкт-Петербург), сохранили численность
населения на уровне десятилетней давности.
5. Для развития восточных регионов страны необходим новый виток в
реализации старой парадигмы сдвига производительных сил на Восток. Для этого
требуется:
- адекватная государственная политика и политическая
воля в определении места и роли Сибири в едином народнохозяйственном
комплексе РФ;
- национальный проект (стратегия) развития Сибири как единого
(целого) макроэкономического региона;
- механизм (институциональные условия) концентрации
трудовых, материальных и финансовых ресурсов в точках экономического роста.
Использование этих механизмов позволит эффективно решить главные проблемы
восточных регионов, такие как высокая капиталоемкость и неблагоприятный
инвестиционный климат, трудные природно-климатические условия и огромные
расстояния, низкий уровень жизни и кризисные явления в народонаселении,
неэффективный механизм природопользования и отток капитала, и усилить
инвестиционную привлекательность Сибири.
[1]См.: Российская газета. 2005. 25 ноября.
[2]Эксперт. 2005. № 36. С. 118.
[3]Эксперт. 2005. № 28. С. 23.
[4]Российская газета. 2005. 8 ноября.
[5]Российская газета. 2005. 1 ноября.
[6]Очерк проектов железнодорожного строительства в Сибири. СПб., 1910. С. 12.
[7] Купчинов В. М. Краткий отчет. С. 9; Переселение и землеустройство за Уралом в
1906–1910 гг. – Спб., 1911. С. 8; ГААК, ф. 217, оп.
2, д. 38, л. 40.
[8]Ъ. 2005. 12 окт.
[9]Стоимость (70–80-е гг.) двух автомобилей
«Урал» или 1,5 автомобиля «Магирус» (ФРГ).
[10]Труд. 2005. 25 ноября.
[11]Российская газета. 2005. 2 декабря.
[12]Ъ. 2005. 29 ноября.
[13]Эксперт. 2005. № 44. С. 128.