№5 2011 г. |
под рубрикой ТОЧКА ЗРЕНИЯ |
Как изменить Академию наук и вписать ее в контекст будущей жизни России?
Безрезультатность попыток создать новую эффективную систему академической науки автор связывает с сохранением всех принципов и пороков сталинской модели. По его мнению, реформирование РАН возможно не раньше того момента, когда начнется реальная модернизация.
Попытки реформирования нереформируемого
Ключевые слова: академическая наука, прикладные исследования, реформирование, экономический рост, инновации
Д.А. ФОМИН, кандидат экономических наук, Новосибирский государственный технический университет. E-mail: fomin-nsk@yandex.ru Как изменить Академию наук и вписать ее в контекст будущей жизни России?
Безрезультатность попыток создать новую эффективную систему академической науки автор связывает с сохранением всех принципов и пороков сталинской модели. По его мнению, реформирование РАН возможно не раньше того момента, когда начнется реальная модернизация.
Ключевые слова: академическая наука, прикладные исследования, реформирование, экономический рост, инновации
Попытки реформирования нереформируемого
Д.А. ФОМИН, кандидат экономических наук, Новосибирский государственный технический университет. E-mail: fomin-nsk@yandex.ru
Время и место, которые сформировали Академию наук СССР, определили ее облик. Она возникла в период обостренной классовой и идеологической борьбы между сторонниками традиционного общества и приверженцами модернизации. Академия наук принадлежала отсталой стране, находившейся во враждебном мировом окружении. Это был период истории, когда одна мировая война уже закончилась, а вторая еще не началась. Академия решала задачи выживания за счет задач развития. В ней доминировало конечное над начальным, прикладное – над фундаментальным, практическое – над теоретическим, тактическое – над стратегическим, сиюминутное – над вечным. Это была мобилизационная Академия, построенная на страхе и лести, репрессиях и поощрениях, эксплуатации и подвижничестве.
Тем не менее Академия наук (как бы к ней ни относиться) выполнила свою функцию. Сверхнапряжение человеческих ресурсов дало результаты, о которых говорят данные и которыми пользуются до сих пор. Но любое сверхнапряжение не могло быть вечным. Оно не может быть даже продолжительным. Заканчивается все, рано или поздно.
Важные изменения в действующих типах социальной организации происходят примерно через 25–30 лет. Если точкой начального отсчета взять 1929 г., год начала «советизации» Академии, то на рубеже середины – конца 50-х годов мобилизационная модель должна была исчерпать свой ресурс.
Причины, по которым была сформирована мобилизационная академическая наука, со временем потеряли свою актуальность. Идеологическое противостояние Академии наук и государства было уже невозможно к началу 40-х годов. В 1939 г. в штате Академии было 131 действительных члена, из них свыше 90% начинали свою научную карьеру в царской России. Но при этом больше половины академиков пребывали в звании менее 5 лет. Число академиков со стажем менее 10 лет (то есть выбранных после 1929 г.) превышает 70%[1]. Избранные при советской власти академики не могли не понимать, кому и чему они обязаны.
Для преодоления второй причины, связанной с концентрацией академических усилий на создании индустрии и военного оружия, потребовалось гораздо больше времени. Но и эта задача к середине 50-х годов была решена. К этому времени СССР уже обладал развитой индустрией и одним из лучших в мире военно-промышленных комплексов. Конечным академическим усилием стало создание водородной бомбы. После ее успешных испытаний в августе 1953 г. непосредственное участие Академии наук СССР в решении практических задач перестало быть необходимостью.
Причин уже не было. Но очень ярко высветились пороки, без которых мобилизационная Академия существовать не могла. Прежде всего, идеологическое засилье привело к резкой деградации общественных отраслей науки[2]. Это совсем не означает, что в общественных науках перестали появляться хорошие работы. Но их авторы были вытеснены на периферию научной жизни, не имели высокого академического и административного авторитета.
Не меньший вред приносил и государственный характер управления, несовместимый с принципами развития Академии, предполагающими публичный характер деятельности ее членов, открытость и доступность результатов деятельности, независимость суждений. Вопиющее противоречие между формальными предписаниями Устава Академии наук и неформальными практиками было источником деморализации академического сообщества. Академическая система была построена на компромиссе – хрупком психологическом, часто нарушаемом балансе между человеческой нравственностью и служебным долгом.
Еще одна острая проблема, обозначившаяся на рубеже 50-х годов – несоответствие между квалификацией выпускников вузов и уровнем развития науки и техники. Свою роль здесь сыграли оторванность лучших ученых от учебного процесса и практически полное уничтожение научной компоненты в вузах. Это, в частности, привело к созданию в 1951 г. знаменитого Московского физико-технического института (Физтеха). По замыслам его создателей, Физтех должен был управляться советом директоров академических институтов, а не государственным органом (министерством). Появление Физтеха явилось результатом противоречия между потребностью в специалистах, способных производить самые современные виды техники и вооружения, и консервативной образовательной системой. Вот как описывает историю создания Физтеха один из его выпускников.
«Фактически же Физтех был классическим примером внесистемного органа – традиционного инструмента российского государства, призванного оперативно решать проблемы, непосильные для громоздкой и медлительной бюрократической машины. Из той же серии, например, что и какая-нибудь Администрация президента, дублирующая своими функциями работу штатных министерств. Насущные оборонные нужды требовали более современных и гибких умов специалистов, чем успевали подготовить для них всевозможные “политехи”, “бауманка” и так далее»[3].
Несомненный успех новой учебной формы был ограничен высокотехнологичным сектором советской науки и промышленности. Массовых попыток тиражирования этого опыта не было, и быть не могло. А отдельные попытки (например, этот опыт был использован при организации Новосибирского государственного университета) мало что дали. Сама система академической организации науки не допускала возможностей подобного рода клонирования.
Наконец, к середине 50-х годов очень резко обозначился структурный перекос научных приоритетов. Ориентация Академии наук на прикладные исследования вела к деградации фундаментальных, без которых не могли быть решены важнейшие практические проблемы. Один из первых тему соотношения науки и практики поднял П.Л. Капица в письме к Н.С. Хрущеву в апреле 1954 г.
«Принято считать, что главная задача науки – это разрешать насущные трудности, стоящие перед нашим хозяйством. Конечно, наука должна это делать, но это не главное… Передовая наука не идет на поводу у практики, а сама создает новые направления в развитии культуры и этим меняет уклад нашей жизни»[4].
Потребность в реформах во второй половине 50-х годов была настолько очевидной, что академическое сообщество и государство не могли ее проигнорировать. По мнению К.В. Иванова, основными инициаторами реформы явились физики и представители биологической науки – противники «мичуринской биологии»[5].
Особую роль в преобразовании Академии наук сыграла группа физиков-ядерщиков во главе с И. В. Курчатовым. К середине 50-х годов физики-ядерщики завершили свои работы по созданию ядерной и водородной бомбы и вернулись с «объектов» в академические институты. Они были заинтересованы в наращивании объемов фундаментальных работ, расширении контактов с зарубежными коллегами и снятием ограничений, часто надуманных, на публикацию результатов деятельности. Их амбиции подкреплялись высоким общественным авторитетом, вхождением в высшие эшелоны власти, независимостью в решении научных вопросов от Академии наук и ее идеологического руководства. Желания физиков демократизировать науку и вернуть ее подлинный характер встретили сопротивление представителей отделений общественных и технических наук. Конфликт в академической среде был неизбежен.
Достаточно подробно суть реформирования Академии наук СССР в конце 50-х годов раскрыта в упоминавшейся работе К.В. Иванова. Очень кратко это можно представить так. После письма П.Л. Капицы в апреле 1954 г. Н.С. Хрущеву в Академии наук создается несколько комиссий, цель которых заключается в проверке деятельности отделений Академии и обосновании изменений в системе управления наукой. Одна из этих комиссий, под руководством академика И.В. Курчатова, в июне 1954 г. пришла к выводам о том, что советские исследования в ядерной физике отстают от американских, и причиной отставания следует считать недостаточное внимание решению теоретических проблем.
П.Л. Капица в 1956 г. публично на собрании актива Академии наук озвучил предложения, связанные с переводом Академии наук на фундаментальные исследования и организационное отделение от Академии прикладного сектора.
«Может быть, в дальнейшем, по мере роста нашей промышленности, нужно вообще упразднить в Академии целый ряд областей науки и передать их в разные отрасли промышленности? Тогда примерно через 20–30 лет вообще от Академии мало что останется. А зато наука в промышленности будет расти и она будет очень близка к практике… Весь вопрос в том, что нужно четко определить главные задачи Академии: что должны делать коллективы ученых в Академии и что не может выполняться научными учреждениями в промышленности. Нужно эти задачи четко определить и развивать. И не отвлекать Академию от этих задач, чтобы она эффективно работала. При этом все, что можно передать в промышленность, нужно изъять из Академии наук»[6].
Предложения физиков-ядерщиков и академика П.Л. Капицы легли в основу секретной записки, которую направили в Центральный комитет партии президент Академии наук СССР Н.А. Несмеянов, председатель государственного комитета по новой технике В.А. Малышев и министр образования СССР В.П. Елютин. В записке авторы предложили фундаментальные исследования сосредоточить в Академии наук и крупных вузах, а прикладные – перенести в отраслевые НИИ, специальные вузовские кафедры и заводские лаборатории.
В начале 1956 г., выступая на XX съезде КПСС, Н.А. Несмеянов заявил, что Академия наук СССР не должна заниматься такими тривиальными исследованиями, как разработка конструкций автоматических дверей для ресторана «Прага» или изобретением новых видов стали для перьевых ручек.
В конце концов позицию Академии удалось донести до высших государственных лиц. В июне 1959 г. на Пленуме ЦК КПСС, посвященном ускорению научно-технического прогресса, Н.С. Хрущев призвал убрать из Академии наук ряд прикладных институтов.
«Думаю, что создалось трудное положение в некоторых научных учреждениях Академии наук. Со мною отдельные ученые могут не согласиться, но я считаю, что неразумно, когда в Академию наук включили вопросы металлургии, угольной промышленности. Ведь раньше в Академии наук не было этих отраслей.
Лучше пойти по другому пути. Давайте создавать лаборатории при заводах, при фабриках, создавать институты и другие научные центры при совнархозах, куда наряду с опытными, известными учеными выдвигать больше молодежи…»[7].
В апреле 1961 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о реорганизации Академии наук. Как отмечает К.В. Иванов, всего из состава Академии было выведено около 50 институтов и 7 филиалов, принадлежавших, в основном, Отделению технических наук. Число сотрудников этих организаций составило более 20 тыс. человек. Постановление лишило Академию около половины институтов и около трети сотрудников. Наконец, в том же году упразднено Отделение технических наук.
Реформирование Академии наук в конце 50-х – начале 60-х дало некоторый положительный эффект. Он выразился, прежде всего, в ослаблении внутреннего академического идеологического воздействия. Ученые Отделения общественных наук впредь не вмешивались в деятельность представителей естественных наук. Серьезный урон понесла прикладная академическая деятельность. В этот период времени произошла реабилитация генетики, был подорван авторитет практической агробиологии. Тем не менее основных целей реформа не достигла.
Прежде всего, Академии не удалось освободиться от государственного и идеологического воздействия. Государство по-прежнему активно вмешивалось в ее деятельность, а различные академические группировки использовали его в качестве внешней силы для реализации своих узких интересов в научном сообществе. Как и раньше, идеология доминировала в истории, философии, экономике, праве.
Руководство Академии в вопросах реформирования проявило крайнюю осторожность. По всей видимости, для деидеологизации и десоветизации Академии наук в тот период времени не было политических предпосылок.
Не удалось решить проблемы кадрового обеспечения и найти организационные формы соединения академической науки и вузов.
Наконец, Академии наук так и не удалось освободиться от прикладных исследований и исследователей. Уже в 1963 г. на базе реорганизованного Отделения технических наук были созданы Отделение физико-технических проблем энергетики и Отделение механики и процессов управления[8].
Однако на этом реформаторский потенциал не был исчерпан. Автором еще одной инициативы был один из лучших организаторов советской науки академик М.А. Лаврентьев, а ее результатом стала организация в конце 50-х годов Сибирского отделения Академии наук. Сибирская наука и ее центр в лице новосибирского Академгородка – это последняя отчаянная попытка технократической академической элиты адаптировать существующую организацию науки к современным условиям, разрешить на новой территории и в новых экономических условиях накопленные противоречия. Проект создания центра науки в Сибири был поддержан государством, которое было заинтересовано в децентрализации науки и ее территориальном приближении к промышленности и местам нового промышленного освоения.
М.А. Лаврентьев в 1957 г. сформулировал три принципа создания нового научного центра. Первый – комплексное решение разными отраслями науки крупных проблем; второй – тесная связь с производством и третий – соединение науки и образования[9]. Принцип комплексности констатировал колоссальное разрастание и неоднородность Академии, неспособность бюрократических органов Президиума АН СССР координировать и планировать развитие науки. Второй отражал слабое использование результатов прикладных исследований (так называемая «проблема внедрения») и отставание прикладной академической науки от ведомственной. Наконец, третий принцип показывал слабость вузовской системы и ее неспособность производить кадры, отвечающие нуждам науки и производства. Что касается организационного построения науки на востоке страны, то концептуально оно ничем не отличалось от существующего.
Спустя 5 лет, в 1962 г., М.А. Лаврентьев направил президенту Академии наук СССР академику М.В. Келдышу докладную записку, которую можно считать приговором существующей системе организации науки в СССР.
…
В масштабах страны решить проблемы не удалось. Не удалось их решить даже в масштабах Сибирского отделения. По образцу Физтеха удалось создать только один вуз – Новосибирский государственный университет. Качество преподавания было в нем высоким только в первое время, когда руководители и ученые академических институтов усиленно комплектовали свои лаборатории. В дальнейшем их интерес к поиску талантливой молодежи и преподаванию пропал. Не удалось закрепить и высококвалифицированные научные кадры, которые переехали в Новосибирск из Москвы и Ленинграда. Свою роль здесь сыграли резкие контрасты жизни центра и периферии. Наконец, «пояс внедрения», о котором мечтал М.А. Лаврентьев, оказался утопией.
Затея с самого начала была обречена на поражение. Колоссальные материальные, финансовые, кадровые, административные и медийные ресурсы, вложенные в новосибирский Академгородок, неизбежно должны были омертвиться. Это был лишь вопрос времени. И времени достаточно непродолжительного. Потенциал новосибирского Академгородка, по мнению его достаточно объективных хроникеров, был исчерпан уже в конце 70-х годов[11]. Новосибирский Академгородок за неполные 20 лет прошел путь от короткого яркого триумфа до застоя и последующей деградации.
Это был чистый эксперимент, поставленный в первозданной сибирской тайге. Его цель заключалась в том, чтобы дать ответ на вопрос, может или не может эффективно функционировать существующая наука. Наука, которая отделена от промышленности и которая не соединена с образованием. В которой главенствуют академические бюрократические кланы, а верховодят тесно связанные с государством идеологи из Отделения общественных наук. Наука, чье развитие планируется государственными идеологами, а воплощается крупными идеалистами и мелкими карьеристами. Наука, основной целью которой является обслуживание на платной основе промышленности, а точнее – военно-промышленного комплекса.
У реформаторов сталинской Академии наук ничего не получилось. Ничего не получилось и у сторонников ее сохранения. Новую эффективную систему создать не удалось. Не удалось повысить и эффективность старой. Это основной результат «ревущих шестидесятых». Сталинская мобилизационная модель Академии наук дожила до конца СССР. Продолжает она жить и в сегодняшней России.
О том, в каком состоянии оказалась Академия наук после 1992 г., написано очень много. Большинство авторов указывают на сокращение финансирования научных исследований, низкие заработные платы, отток кадров за границу, увеличение возраста исследователей и т.д. Достаточно справедливо говорится о снижении престижа науки. Вряд ли стоит рассуждать на эти темы дальше. Стоит поговорить о другом – о том, почему так произошло.
Численность научных работников РАН незначительна, в 2005 г. она составляла 55 тыс. чел.[12] Но эта цифра не отражает подлинный интеллектуальный потенциал Академии, перенасыщенный балластом. По некоторым независимым исследованиям, в России всего 10–12 тыс. ученых, чья деятельность соответствует минимальным требованиям публикационной активности[13]. Собственно говоря, для создания приемлемых условий такому мизерному количеству работников Академии не нужны значительные (с точки зрения размера ВВП и федерального бюджета России) средства. Между тем даже этих средств у Академии нет. Почему?
В левой и патриотической литературе приводятся доводы о том, что государству не нужны умные люди, потому что они видят преступления власти. И потому государство делает все возможное для снижения интеллектуального уровня общества. В правых и либеральных кругах принято считать, что подобная политика – результаты лоббирования перераспределения бюджетных средств между различными группами интеллектуалов. Кроме того, финансовая дискриминация является инструментом изъятия имущества РАН, главным образом исторических зданий и ценных земель. По непонятным причинам, это объяснение чрезвычайно популярно.
Сразу скажем, что никакого злого умысла у государства по отношению к науке не было. Да и ценность академического имущества, в общем-то, ничтожна. Она не стоит громких скандалов, которые неизбежно будут сопровождать ее отчуждение. Основная причина, по которой академическая наука переживает кризис, связана с ее ненужностью и бесполезностью для современного российского государства. Рассмотрим изменения трех частей системы Академии наук – фундаментальной, прикладной и идеологической – за последние 20 лет.
Все усилия правящей элиты в это время были направлены на захват власти и ее удержание. Такой период в любом государстве – не самый лучший для занятия наукой. Власть направляет крайне ограниченные ресурсы для завоевания поддержки массы населения, а не кучки ученых, занимающихся непонятно чем и непонятно для чего. В России такой период длится уже два десятилетия, и конца ему не видно.
Основная причина, по которой не уделялось внимание фундаментальной науке, – отсутствие потребности в прикладных исследованиях и разработках.
Немного статистики. Основным заказчиком прикладных исследований академических институтов был военно-промышленный комплекс. Например, доля военных заказов в институтах новосибирского Академгородка, по оценке бывшего министра науки РФ Б. Салтыкова, в конце 80-х годов составляла 70–75%[14]. Удельный вес военных расходов в ретроспективной структуре ВВП в этот же период времени в РСФСР, по оценке Г.И. Ханина, равнялся 20%[15]. В середине 2000-х годов удельный вес военных расходов в ВВП составлял 2,2–2,7%[16].
Сократился не только удельный вес военных расходов в ВВП, но и сам его размер. По альтернативным расчетам, в 2007 г. ВВП составил только 87,4% от уровня конца 80-х годов ХХ столетия[17]. То есть, за последние 20 лет военные расходы сократились примерно в 10 раз. Соответственно уменьшился военный заказ академическим институтам прикладного характера.
Гипотетически существовала возможность перепрофилировать мощности институтов на выполнение заказов, связанных с производством потребительских товаров. Для этого была благоприятная рыночная конъюнктура – за последние 20 лет объем внутреннего розничного товарооборота вырос в 2,1 раза[18]. Но конверсия, как известно, не удалась. Насыщение потребительского рынка осуществляется за счет импорта. Особенно велика доля иностранных поставок (от 75 до 90%) в потребительских секторах, использующих последние научные разработки, – бытовая и цифровая техника, автомобили, рынок лекарств, средства химии. Наконец, не удалось использовать возможности, связанные с насыщением рынка инвестиционными товарами. Примерно 60% из них также имеют импортное происхождение. По большому счету, академическая прикладная наука не имеет рынка сбыта своих разработок.
Впрочем, исключения все-таки есть. Это главным образом те академические институты и структуры, которые обслуживают интересы сырьевых компаний. Идея превращения России в «энергетическую сверхдержаву» во многом определяет приоритеты деятельности академической науки. Сегодня, например, самая престижная отечественная награда – премия «Глобальная энергия». Иностранные ученые получают ее за теоретические исследования энергетических процессов и поиск новых видов источников энергии. Что касается российских лауреатов, то вклад многих из них заключается в руководстве институтами, которые участвовали в открытии и разработке сырьевых месторождений. По мнению некоторых руководителей Академии наук, именно эти разработки будут обеспечивать будущее России[19]. Этой же логикой объясняются усилия России в изучении Арктики и попытки установления контроля над ее шельфом, для чего привлекаются академические силы.
Сложные отношения складываются между государством и общественными науками. Их функция, как и в советские времена, сводится к идеологическому обслуживанию власти. Многие представители общественных наук нашли себя в безопасных и отвлеченных интеллектуальных упражнениях, не имеющих никакого отношения к объективному пониманию происходящих процессов.
Сегодня эти отношения переживают острый кризис. Достаточно сказать, что в период трансформации экономики, за исключением последнего десятилетия, авторитет ученых-обществоведов был достаточно высок у властей. С помощью ученых разрабатывались государственные планы и программы социально-экономических преобразований. Многие ученые занимали высокие посты в структурах власти. Двое из них – Е.Т. Гайдар в 1992 г. и Е.М. Примаков в 1998–1999 гг. – возглавляли правительство РФ.
Все изменилось после 1998 г. Ученых больше ни о чем не спрашивают и ни по каким вопросам с ними не советуются. По всей видимости, академические институты общественного направления окончательно растеряли остатки своего авторитета.
Общественная наука в последние годы была занята сочинением разного рода идеологических манифестов. В истекшие 20 лет их было много – удвоение ВВП, разработка социально-экономических программ развития отраслей и регионов, поиск мифического «среднего класса», борьба с «фальсификаторами истории» и т.д. Эта бурная деятельность окончательно уничтожила у части научного сообщества всякое понимание реальности и потому вывела это сообщество из советников власти[20].
Можно вспомнить, например, о том, что еще в августе 2008 г. в выступлении в Сочи В.В. Путин предлагал удвоение ВВП считать «клиническим фактом». Спустя месяц он запрещал произносить слово «кризис» применительно к российской экономике. В это же время делались заявления о том, что Россия – это «тихая гавань в море финансов». Очевидно, что руководители государства не понимали, что происходит в стране. Ответственность, разумеется, была возложена на экономическую науку. Министр финансов А.В. Кудрин в декабре 2009 г. на открытии первого российского экономического конгресса предъявил экономическому сообществу тяжелые обвинения. По мнению министра, экономисты «проспали» кризис, не предупредили правительство, не заметили финансовых пузырей и просмотрели угрозы, связанные с негативными рисками[21].
Получается, что государство не финансирует науку, а потом публично указывает на ее жалкое и униженное состояние. Однако обладает ли современная РАН общественным авторитетом?
К составителям рейтинга и тем, кто туда попал, можно относиться, конечно, по-разному. Ясно одно – академическое сообщество не имеет высокого общественного влияния, а официальная академическая карьера ученого больше не связана с его профессионализмом и общественно признанным вкладом в решение научных проблем.
Проблема здесь, разумеется, не в Академии наук. Она – в современном российском государстве. Все последние 20 лет оно было занято созданием экономики спроса и формированием ее основной движущей социальной силы – массового потребителя. Все функции государства сведены исключительно к оформлению сырьевого трафика и перераспределению полученной ренты между различными социальными группами. Получилось, что Академия наук не адекватна сегодняшнему государству и интересам власти. Она призвана решать те задачи, которых сегодня нет. А те, которые есть, можно вполне решить и без Академии.
Справедливо рассуждая, призывы ликвидировать РАН, возникшие в начале 90-х годов и продолжающиеся до сих пор, имеют под собой объективную основу. Если бы ликвидация действительно состоялась, никакого урона для современного государства и ущерба для сырьевой экономики она бы не принесла. Тем не менее Академию наук сохранили. Почему?
Основная причина – социальная. Опросы научных сотрудников РАН, проведенные в середине нулевых годов, показали корпоративную солидарность ученых и их высокую готовность отстаивать свои интересы. Из числа опрошенных ученых 57% считает, что в случае закрытия институтов будут организованы акции протеста, а 58% намерены принять в них личное участие[25]. Объем финансирования РАН – это найденная эмпирическим путем величина, позволяющая сдерживать протестные настроения научных сотрудников, но при этом не перегружать бюджет расходами.
Сегодняшняя РАН – это, по большому счету, организация социального обеспечения. Академические институты, особенно если учесть средний возраст их обитателей, больше напоминают дневные собесы.
Но нельзя сказать, что создавшееся положение устраивает всех и во всем. Ведь государственная политика в отношении Академии не отвечает задаче развития науки и противоречит долгосрочным профессиональным интересам научного сообщества. Научное сообщество это очень хорошо осознает. Ситуация здесь такая же, как и в государстве. Проведение рыночных реформ не опиралось на поддержку населения и не отвечало интересам какой-либо массовой социальной группы. Поэтому электоральная поддержка была компенсирована административным ресурсом. Для развития последнего потребовалось создать громадный бюрократический аппарат, который в настоящее время по численности в 2 раза превышает позднесоветский.
То же самое происходило и в РАН. Если реформа не соответствует интересам научного сообщества, значит, для ее проведения необходимо опираться на бюрократическую систему управления. Это объясняет увеличение численности членов Академии. В 1991 г. в АН СССР было 320 академиков и 580 членов-корреспондентов, сейчас – 522 и 842[26].
Между руководителями государства и Академии действует неформальное соглашение. Руководители Академии по своему усмотрению распоряжаются материальными, финансовыми и кадровыми активами Академии. Государство, даже в случаях явного нарушения закона и устава, в дела Академии не вмешивается. За это ее руководство обязуется контролировать ситуацию в научных учреждениях, не допускать конфронтации академического сообщества и государства.
Впрочем, назвать благополучным положение руководителей Академии и руководителей институтов нельзя. Они постоянно сталкиваются с недовольством и претензиями наиболее квалифицированных и порядочных ученых, заинтересованных в научных исследованиях, в наращивании академических ресурсов для их проведения и требующих более решительной позиции от Академии. Но никак не могут решительно выразить свое несогласие в вопросах науки с государством.
Однако самой большой проблемой сегодняшней Академии наук является ее деморализация, связанная с невнятным статусом и несовпадением формальных предписаний ее деятельности и повседневных практик. Академия наук совмещает несовместимое, и потому множество вопросов ее функционирования не могут найти решения в рамках существующей организации.
Проблемы Академии наук очевидны. Совсем не очевидны пути их решения. Они во многом связаны с видением того, что должно прийти на смену сегодняшней РАН. Идея о необходимости ее ликвидации родилась в либеральных кругах, ориентированных на западные организационные идеалы и рыночные принципы. Финансовая часть предполагаемой научной реформы заключается в том, что на смену Академии должны прийти фонды, на конкурсной основе распределяющие бюджетные средства. А кадровые и материальные ресурсы Академии надо передать российским университетам[27]. Единственный аргумент в пользу такого реформирования – опыт развитых стран. Либеральные экономисты считают любой тезис доказанным, если ему есть практическое подтверждение эффективности в мировой практике.
Что может дать такая реформа? Насколько эффективна деятельность существующих российских фондов, прежде всего РГНФ и РФФИ? Фонды функционируют в том же экономическом и правовом поле, что и РАН. Отбор работ во многом осуществляется теми же сотрудниками РАН. Есть ли хоть какие-то доказательства того, что эти фонды менее коррумпированы и более результативны? Попытки перевести финансовые потоки Академии через фонды – это не что иное, как борьба за ресурсы между различными группами исследователей. Простое механическое перераспределение государственных средств, конечно же, не может повысить эффективность науки.
С вузами ситуация еще более очевидна. Известно положение российских вузов в различных международных рейтингах. Открытая критика системы высшего образования и констатация недостойного места в мире российских вузов прозвучала со стороны Д.А. Медведева еще в 2008 г. Что изменилось с тех пор? Все усилия были направлены не на повышение рейтинга вузов, а на построение собственного российского рейтинга. Отечественный рейтинг «РейтОР» не отличается большой прозрачностью показателей и хорошим описанием методики построения. Зато в нем из 430 лучших университетов мира 69 – российские[28].
Многие критики РАН считают, что в существующем виде Академия не может решать озвученные высшими должностными лицами страны задачи модернизации. Действительно, в существующем виде – не может. Но повод ли это для ее реформирования? Обратимся к истории.
Вспомним, что реформирование Академии наук началось не с первых дней советской власти, а только в 1929 г. Этот год не случайно называют «годом великого перелома». Почему же советское государство практически не вмешивалось в жизнь Академии наук раньше? К тому году появились объективные экономические предпосылки для проведения масштабной общественной модернизации, связанные с окончанием восстановительного периода и исчерпанностью потенциала нэпа. Социальные предпосылки выразились в формировании новой деловой, технократической и военной элиты и ее доминировании над серой крестьянской массой. Идеологические были направлены на созидание и активное преобразование действительности в противовес мелкобуржуазному и мещанскому потребительству.
Наконец, и это самое главное, в стране были созданы политические предпосылки для модернизации. Была проведена политическая дискуссия по поводу будущего страны, завершившаяся поражением идеологов перманентной мировой пролетарской глобализации (левых уклонистов) и сторонников эволюционного развития общества (правых уклонистов). Разгром оппозиции на пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) в апреле 1929 г. и физическое устранение политических оппонентов позволили сталинскому руководству немедленно приступить к модернизации страны. Огромная роль в преобразованиях отводилась Академии наук. Собственно говоря, задачи модернизации страны и инициировали академическую реформу 1929 г.
Сегодняшнее положение в России стремительно приближается к ситуации 1929 г. Страна живет за счет сырьевой ренты и советского материального потенциала. Потребительские ценности доминируют. Люди, от которых зависит жизнь страны и ее безопасность, занимают не слишком высокие позиции в общественной иерархии. Правящая элита не расколота дискуссиями о будущем и альтернативах его построения. Для модернизации в сегодняшней России нет предпосылок. Они еще только вызревают.
Реформирование РАН нужно начинать не раньше, чем страна встанет на путь модернизации. И оставшиеся несколько лет необходимо использовать для осмысления судьбы академической науки и ее возможной роли в предстоящих общественных преобразованиях. Прежде всего, стоит задуматься о том, насколько сегодня правильной является научно-техническая политика государства, какую позицию занимает Академия наук в ней и по отношению к ней.
Прошедшее десятилетие в России прошло под лозунгом инноваций, в которых видели инструмент решения накопленных экономических и социальных проблем. Инновационные структуры аккумулировали значительные государственные средства. Важнейшие из них: корпорация «Роснано» (объем финансирования в 2009 г. – 130 млрд руб.), Российская венчурная компания (28 млрд руб. бюджетных денег), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (2,5 млрд руб.), фонд «Росинфоком» (1,45 млрд руб.)[29]. Самая последняя инициатива в этом направлении – инновационный центр «Сколково». Предполагается, что в ближайшие пять лет государство выделит центру 110 млрд руб.[30] Для сравнения: в 2009 г. ассигнования федерального бюджета на деятельность РАН составили 38,3 млрд руб.; в 2010 г. их размеры упали до 31,5 млрд руб.[31]
Как интерпретировать эти цифры? Самый очевидный и лежащий на поверхности вывод: РАН не обладает высоким авторитетом, а ее деятельность, по мнению руководителей государства, не способствует решению государственных задач. Собственно, это – единственное, что отмечают критики государства из академических структур. Их очень беспокоит, что деньги проходят мимо Академии, и распоряжается ими вовсе не Президиум РАН. В действительности же все гораздо сложнее.
Государство впервые за последние 80 лет поняло, что Академия наук может (может она много) и что она не может (а не может она больше чем много). То, что на решение прикладных проблем выделяются деньги неакадемическим структурам – это, все-таки, большой прогресс.
Другой вопрос – структура расхода средств. По старой советской терминологии недавно созданные корпорации и фонды есть прикладная наука. В современном понимании – это медиаторы, осуществляющие связь между производителями знаний (так называемой «фундаментальной наукой») и производителями товаров (производство). По сути это структуры, конвертирующие нематериальную субстанцию (информацию) в материальную (новые товары и услуги). Чтобы процесс конвертации состоялся, необходимы два условия: чтобы было что конвертировать, и было куда конвертировать. А есть ли эти условия в сегодняшней России?
В настоящее время средняя зарплата научных сотрудников в РАН составила 30 тыс. руб., а доля затрат на оплату достигла 70% бюджета Академии[32]. Невысокая заработная плата не может обеспечить приток квалифицированных кадров в науку, а низкий уровень финансирования – создать необходимые материальные условия, оснастить лаборатории и отделы современным оборудованием. Никакими фундаментальными разработками в Академии наук при таких условиях с 1991 г. заниматься было невозможно. Временной лаг между научным открытием и его практическим использованием, по некоторым оценкам, составляет 20–30 лет[33]. Это значит, что к настоящему времени накопленный в советское время научный потенциал исчерпан или близок к тому. Что же будут предлагать для производства инновационные структуры? Какие научные разработки и достижения?
Обратим внимание на производство. Материальная база является убывающей. На протяжении последних двадцати лет ежегодный размер амортизации фондов в 2,2–2,5 раза превышал размер инвестиций[34]. Средний уровень износа основных фондов экономики, по официальным статистическим данным, к концу прошлого десятилетия достиг 45,3%[35], по альтернативным оценкам – не менее 70%[36]. Сырьевая направленность экономики делает ненужным инновационное производство и определяет деградацию высокотехнологичного сектора. Объем инновационной продукции в постсоветской России не превышает 2,3–2,6% в общем объеме продукции промышленности[37].
Следствием примитивизации внутреннего производства стала низкая доля России в мировом интеллектуальном разделении труда. В списке тысячи крупнейших корпораций по расходам на науку только три российских. Причем «Газпром» и «Лукойл» являются сырьевыми компаниями, «АвтоВАЗ» стал синонимом коррупции и неэффективности[38]. По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности, в 2009 г. Россия занимала 23-е место в мире по количеству полученных патентов. Российские компании получили 569 патентов, а их доля среди компаний всего мира составила 0,36%. По количеству патентных заявок на 1 млн жителей Россия отстает от Кипра, Малайзии, Латвии, ЮАР, ОАЭ, Турции[39]. Современное производство не является наукоемким и в принципе не может обеспечить спрос на высокотехнологичную инновационную продукцию.
Сегодняшнее государство активно решает старую советскую проблему внедрения. Но внедрять уже нечего. И некуда. Поэтому посредники между наукой и практикой не нужны. Нужна наука и нужна практика. Нужны не инновации, а инвестиции. Инвестиции в науку и производство, в образование и человеческий капитал.
РАН не провела объективный анализ этой ущербной государственной политики. Не предупредила государство и общество о ее тупиковости и надуманности. Наоборот, приняла и принимает в ней самое активное участие. Стоит указать, например, на технопарки или выставочные академические центры, где рассказывают о достижениях, которых нет, и показывают результаты, полученные много лет назад.
Проблемы, с которыми сталкивается сегодня российское общество, традиционны. Традиционны в том смысле, что в них нет ничего нового и сверхъестественного. Значит, и решать их должны традиционные институты – государство, бизнес, гражданское общество, вузы. Если они их не решают или плохо с этим справляются, это совсем не значит, что для их решения нужно привлекать Академию наук. Подчинение науки производству и подмена научного поиска административными директивами стали причиной деградации академической науки. Это главный урок, который дает советская академическая история.
Страна может достичь высоких темпов экономического роста и приличного уровня жизни населения, выпускать инновационную продукцию и завоевывать призовые места на Олимпиадах, но при этом не иметь научных успехов. Тезис об отсутствии связи между развитием науки и уровнем решения общественных проблем очень легко доказать на примерах. Китай в последние два десятилетия превратился в мастерскую мира, показывает высокие темпы экономического роста и усиливает свои позиции в мире. Но при этом, несмотря на отчаянные усилия, до сих пор так и не смог создать ни одного приличного университета и значимого мирового научного центра. Кто знает о достижениях науки Новой Зеландии или Сингапура – стран, по уровню жизни входящих в первую мировую десятку? Чем прославилась наука Португалии – страны, которую наши правители несколько лет назад столь неудачно выбрали ориентиром экономического развития?
Национальная наука – это амбиция мирового масштаба, на фоне величия которой теряются экономика, инновации, уровень жизни или спортивные игры. Наука – это планетарный элитный клуб, куда очень трудно попасть, и количество членов которого можно пересчитать по пальцам. Это самое престижное мировое соревнование. Цель этого соревнования – вовсе не толпы довольных и счастливых обывателей и не яркие и дорогие гаджеты. Все это – производно-вторичное. Подлинная цель науки – завоевание ведущего места в мире, национально-государственная субъектность мировой политики и истории. Поэтому Академия наук не должна решать образовательные, инновационные или экономические задачи. Она вообще не должна решать задачи. Она должна решать только сверхзадачи. Как говорят на Кавказе, орлы мух не ловят.
Академия должна вернуть себе позиции, на которых она стояла до трагических событий 1929 г. Историк Андрей Фурсов назвал такой процесс преемственностью через разрыв. Преодоление разрыва и его последствий всегда мучительно. Но все великое и грандиозное рождается в муках. Всегда и везде. Только поняв это и сделав это, Академия наук может сохранить себя в истории государства Российского и занять достойное место в нем.
Что же нужно сделать для этого? Прежде всего, организационно отделить от Академии наук те отделения, институты и подразделения, которые связаны с решением прикладных технических задач. Под ними понимаются отделения Академии наук технического профиля. По существу, необходимо закончить академическую реформу начала 60-х годов, так и не доведенную до конца. Институты, которые обслуживают интересы сырьевых компаний или военно-промышленного комплекса, можно передать на баланс государственных корпораций. Часть институтов можно приватизировать и на их основе создать малые и средние инновационные предприятия. Какие-то подразделения и отделы Академии наук можно превратить в научно-исследовательские лаборатории и отделы крупных корпораций. В общем, вариантов здесь много.
Из Академии наук необходимо вывести также институты, занятые идеологическим обслуживанием власти и решением проблем, связанных с государственным управлением. Это институты экономики, социологии, права, истории, философии. Их отчуждение можно провести в пользу исполнительных органов власти (министерств), законодательных (Федерального собрания) либо территориальных подразделений администрации президента (полномочных представительств).
Комиссии, созданные по каждому направлению наук из числа наиболее авторитетных специалистов и экспертов, проанализируют состояние дел и выработают кадровые, материальные и организационные рекомендации. Подобные традиции в Академии наук существуют – достаточно вспомнить деятельность таких комиссий в 1954 г. Инициатором их создания выступил президент Академии наук СССР академик А.Н. Несмеянов. В рамках комиссий провести инвентаризацию научных кадров, персонально определить ценность научных работников.
В результате такой реорганизации кадровая и организационная численность Академии должна снизиться как минимум в 2–3 раза. Вряд ли следует сохранять и гипертрофированное количество академиков и членов-корреспондентов.
Важнейшее направление деятельности – приглашение на работу в Россию иностранных ученых. Причем не обязательно наших бывших соотечественников. Достаточно вспомнить дореволюционную Академию наук, в которой работало много иностранцев. В отдельные времена, например, при жизни М.В. Ломоносова, они доминировали. Из более поздних примеров – возвращение из-за границы в начале 1930-х годов П.Л. Капицы и Л.Д. Ландау. Возможно, как это было, например, в случае П.Л. Капицы, создание под руководством приглашенных ученых целых институтов и закупка для этого за границей готовых научных лабораторий. Очевидно, что ничего нового эти предложения в академическую традицию также не привносят.
Чтобы ученые плодотворно работали в России и ехали в Россию, размер заработной платы и оснащенность лабораторий должны соответствовать мировому уровню развитых стран. Само собой разумеется, что эта весьма затратная деятельность не предполагает «народнохозяйственного эффекта», «сроков окупаемости», «сравнения с мировыми образцами», «возможностей внедрения и практического использования». О том, сколько Академии наук требуется дополнительных средств, сейчас сказать трудно. Понятно лишь, что размер финансирования должен увеличиться в разы, во много раз.
Важный вопрос – как сделать реформы РАН менее болезненными для сотрудников. Здесь нужно иметь в виду, что реформы начала 1960-х годов не дали результатов во многом из-за массового сопротивления руководителей Академии и рядовых сотрудников. Статус Академии наук был очень высоким в СССР, а отлучение от него – весьма болезненным.
Сейчас ситуация принципиально иная. Два последних десятилетия – это та «мертвая вода», которая окончательно добила сталинскую модель академической организации. Это уже мертвая структура, на месте которой можно создавать что-то новое и живое – новую Академию, которая будет так же не похожа на сталинскую, как и сталинская не походила на императорскую.
В современном российском обществе нет никаких ценностей, кроме материальных. Поэтому болезненными академические реформы могут быть только в том случае, если научные сотрудники лишатся работы или сократятся их доходы. Но этого как раз можно избежать. Сотрудникам общественных институтов, которые предлагается переподчинить органам власти, нужно придать статус государственных служащих. По своему материальному наполнению он ничем не хуже и даже лучше статуса научного работника. Чтобы снизить психологическую травму, можно сохранить некоторые академические традиции, названия, регалии.
Что касается прикладных институтов, то их перевод из академической структуры целесообразен не ранее, чем начнутся восстановление промышленности и структурная перестройка экономики. Вообще, если бы в России существовало массовое наукоемкое производство, от прикладной академической науки мало бы что осталось. Об этом свидетельствует опыт функционирования успешных академических институтов технического профиля. Сейчас такие институты – не более чем инфраструктура, объединяющая небольшие предприятия. Бюджетного финансирования хватает только на содержание централизованных административных и хозяйственных служб и выплату минимальной заработной платы. Основная же доля средств зарабатывается частным порядком.
Наконец, не нужно забывать и о том, что научные работники могут быть чрезвычайно востребованы в вузовской среде. Модернизация любой экономики начинается с реформы высшего образования. Без высшей школы, способной выпускать квалифицированные кадры, никакие преобразования общества, экономики и государства невозможны. А высшая школа – это, прежде всего, преподаватели. Важнейшим критерием оценки качества вузов, который применяется, в частности при построении рейтингов университетов, является индекс цитируемости. А он у сотрудников Академии гораздо выше, чем у преподавателей вузов. Количество преподавателей больше численности научных сотрудников РАН примерно в 8 раз, но при этом последние публикуют около 50% статей, на которые есть ссылки в центральных изданиях.
Таким образом, Академия наук станет кадровым резервом для укрепления производства и высшей школы. Разумеется, этот резерв будет нужен только в случае системных общественных преобразований.
Наконец, необходимо ответить на главный вопрос: если России удастся построить инновационную экономику и создать хорошие университеты мирового уровня, нужна ли будет в обновленной России Академия наук? Не проще ли перевести всю фундаментальную науку в университеты, пойти по тому же пути, что и западные развитые страны? Нет, не проще и не лучше. Академия наук – это исторический российский интеллектуальный феномен, одна из лучших ее традиций. Нужно сделать все возможное, чтобы сохранить Академию. И даже невозможное.
Обратимся, опять же, к истории. Почему возникла в России Академия наук? Субъективные объяснения (прихоть царей, желание подражать Европе и т.д.) отметем сразу же как научно несостоятельные. Академия наук явилась инструментом постижения громадного российского пространства. Правители в Академии видели возможность преодоления отставания России от развитых стран. Наконец, она явилась внесис-
темным органом российской государственности, снимавшим многочисленные административные и бюрократические противоречия.
Рассмотрим дореволюционную Академию наук. К 1917 г. в Академии наук насчитывалось 52 научных учреждения. На громадную страну этого очень мало. Но вот их структура очень показательна: 1 институт; 5 лабораторий; 13 станций; 26 научных советов, комиссий и комитетов; 7 самостоятельных музеев и 1 в составе учреждения[40]. Основной организационной единицей были научные советы, комиссии, комитеты и станции. Почему?
Взять, например, гидрометеорологическое наблюдение. Государство не могло организовать деятельность этой службы – у него не было научных работников и специалистов. Такие специалисты имелись в университетах, но университеты были территориально локализованы. Получается, что никто, кроме Академии наук, гидрометеорологические наблюдения организовать не мог. То же самое относится и к сейсмическим наблюдениям.
Важный аспект деятельности дореволюционной Академии – организация морских и сухопутных экспедиций. Впрочем, этим продолжала заниматься и АН СССР, особенно интенсивно в 1930-е годы. Организация экспедиций требовала больших финансовых ресурсов, согласованной работы военных, морских и гражданских ведомств. Но при этом экспедиции были научные, требовали правильной научной постановки цели, выбора маршрута, организации наблюдений. Наверное, никто лучше Академии наук не мог справиться с этой задачей.
Академия наук действовала как экстерриториальный и над- (вне-) ведомственный орган и потому была способна решать задачи, с которыми не могли справиться ни университеты, ни государственные структуры. Есть ли сейчас потребность в таких структурах? Вне всякого сомнения. Один из последних ярких примеров, демонстрирующих потребность в централизации финансовых ресурсов и консолидации усилий ученых – адронный коллайдер. Стоимость его строительства оценивается 6 млрд дол., в его создании приняли участие многие страны.
Помимо науки, традиционной деятельностью Академии является издательская. Для создания энциклопедий, справочников, научно-популярных изданий требуется также объединение ученых разных отраслей знаний. Кто может заменить в этом Академию? Преуспели многие ученые Академии наук и в написании учебников для высших учебных заведений и средней школы.
Нельзя забывать и о том, что Академия наук – это своего рода экспертный клуб, члены которого могут на основе самых современных знаний дать объективную характеристику практически любому общественному, техническому или природному явлению. Достаточно вспомнить о том, что в советское время многие академики по просьбе высших должностных лиц страны разъясняли актуальные вопросы современности. Подобная практика существует и в сегодняшних США, где консультантами президента являются нобелевские лауреаты.
Самое главное сегодня – в том, как изменить Академию и как вписать ее в контекст будущей жизни России. Как конвертировать научные академические интересы в национальные амбиции России. И как поставить академическое сообщество на службу государству. Сегодняшняя Академия наук и ее руководство не имеют интеллектуальных и волевых ресурсов для выполнения этой грандиозной общественной задачи. И потому надеться на академическую реформу силами Академии и в рамках Академии нет никаких оснований.
Однако Академия наук не является и никогда не являлась субъектом собственной академической истории. Она – не более чем объект деятельности российского государства, решающего с помощью Академии свои задачи. Поэтому позиция Академии в вопросах реформирования ничего не значит и ни на что не влияет. Ее дальнейшая судьба связана исключительно с тем, какая модель государственности и как будет реализована в ближайшее время в России.
«1. Наука и подготовка научных кадров
а) Острый дефицит ведущих ученых, особенно в областях математики, механики, физики.
б) В вузах нет науки; это особенно относится к математике, физике, новым направлениям химии.
в) Низкий уровень профессорско-преподавательского состава.
г) Перегрузка программ без учета эволюции науки и возможностей по-настоящему усвоить материал.
д) Перегрузка учебно-лабораторных помещений и общежитий.
е) Выпускники на 50–80% используются не по назначению… Слабая профессура учит не предмету, а получению (без знаний) положительных оценок на экзаменах.
2. Наука и реализация ее идей в технике
а) При внедрении новых идей, как правило, трудно убедить делать опытные образцы.
б) Еще большие трудности встречаются при организации серийного производства.
в) В отраслевых институтах, в КБ, на заводах нет материальной заинтересованности в проведении нового. Риск не оправдан.
г) Премиальная система в институтах АН не учитывает значения внедрения.
д) Ученые, как правило, даже по своей специальности не знают нужд промышленности, народного хозяйства. Промышленность не знает возможностей науки и практических достижений других ведомств»[10].
Жизнь в стиле light
В 2005 г. в рамках проекта «Интеллектуальная Россия» был рейтинг 100 ведущих социогуманитарных мыслителей. В него попали пять академиков и один член-корреспондент РАН[22]. В 2008 г. в Институте экономики переходного периода было проведено исследование, цель которого заключалась в выявлении наиболее авторитетных экономистов. Из 20 экономистов, опубликовавших наибольшее количество статей в ведущих российских изданиях, – один академик и ни одного члена-корреспондента. Из 55 экономистов, названных экспертами лучшими, 5 академиков и ни одного члена-корреспондента[23]. Один из последних – рейтинг журнала «Русский репортер». Авторы рейтинга отобрали 40 самых влиятельных экономистов и социологов за 2000–2010 гг. В нем оказался один академик РАН и ни одного члена-корреспондента РАН[24].
Будущее: смутные контуры
Что делать?
[1] Рассчитано по: Культурное строительство СССР. Стат. сб. /Под ред. Старовского В.Н. – М.–Л.: Госполитиздат, 1940. – С. 241.
[2] Достаточно подробно на примере экономической науки этот процесс описан в: Фомин Д.А. Политическая экономия: панегирик вместо эпитафии? // ЭКО. – 2006. – № 7.
[3] Усыкин Л. Физтех четверть века назад // Неприкосновенный запас. – 2007. – № 2. – С. 231.
[4] Капица П.Л. Письма о науке. – М.: Московский рабочий, 1989. – С. 305.
[5] Иванов К.В. Наука после Сталина: реформа академии 1954–1961 гг. // Науковедение. – 2000. – № 1.
[6] Капица П.Л. Эксперимент. Теория. Практика. – М.: Наука, 1981. –
С. 178–179.
[7] Цит. по: Иванов К.В. Наука после Сталина. – С. 204.
[8] По крайней мере, именно так сказано на официальном сайте Российской академии наук. URL: www.ras.ru/sciencestructure/departments.aspx
[9] Век Лаврентьева. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000. – С. 125–128.
[10] Век Лаврентьева. – С. 438–439.
[11] Эволюция новосибирского Академгородка очень хорошо описана в: Дорошенко В., Коршевер И., Матизен В. Новосибирский научный центр: есть ли стратегическая альтернатива? // Отечественные записки. – 2002. – № 7. – С. 259–272.
[12] Численность научных работников в 2005 г. равнялась 55281 человек, а общая численность сотрудников РАН – 112370 (Данные официального сайта РАН. URL: www.ras.ru).
[13] Гуриев С., Ливанов Д., Северинов К. Шесть мифов Академии наук // Эксперт. – 2009. – № 48. – С. 56.
[14] Салтыков Б. Реформирование российской науки: анализ и перспективы // Отечественные записки. – 2002. – №7. – С. 27.
[15] Ханин Г.И. Экономическая история СССР в новейшее время: Т.1. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. техн. ун-та, 2008 г. – С. 401–402.
[16] Россия в цифрах. 2008: Краткий стат. сб. / Росстат. – М., 2008. – С. 365.
[17] Ханин Г.И., Фомин Д.А. 20-летие реформ в России: макроэкономические итоги // ЭКО. – 2008. – № 5.
[18] Фомин Д.А., Ханин Г.И. Конец воображаемого постсоветского благополучия // Свободная мысль. – 2009. – № 3. – С. 5–20.
[19] Малков П. Лауреат международной премии академик Алексей Конторович обеспечил будущее России. URL: http:// news.ngs.ru/more/45788/
[20] На примере экономической науки эта тема изложена в работе: Ханин Г.И. Почему в России так мало хороших экономистов? // ЭКО. – 2009. – № 8.
[21] Зыкова Т. Кто проспал кризис // Российская газета. – 2009. – 8 декабря.
[22]URL: http://www.intelros.ru/2007/10/22/rejjting_ot_30122004_vypusk_1_
russkaja_versija.html
[23] Дежина И. Г., Дашкеев В. В. Есть ли в России ведущие экономисты и кто они? – М.: ИЭПП, 2008. – С. 11–14.
[24] Андреева О., Лейбин В., Тарасевич Г., Хестанов Р. 10 идей десятилетия // Русский репортер. – 2010. – № 20. – С. 64–71.
[25] Белановский С. Оценка состояния РАН. URL: http:// www.polit.ru/science/2005/12/15/ran.html
[26] Гуриев С., Ливанов Д., Северинов К. Шесть мифов Академии наук // Эксперт. – 2009. – № 48. – С. 56.
[27] Материалы на эту темы в достаточно большом количестве публикуются в журналах «Эксперт» и «Русский репортер». Например: Гуриев С., Ливанов Д., Северинов К. Шесть мифов Академии наук // Эксперт. – 2009. – № 48. – С. 53–56. Онищенко Е. Путин, деньги, академики // Русский репортер. – 2010. – № 20. – С. 30.
[28] Донецкая С.С. Российский подход к ранжированию ведущих университетов мира // ЭКО. – 2009. – № 8. – С. 137–150.
[29] Институты развития берут качеством // Финансы. – 2010. – № 26. –
С. 18–22.
[30] Кукол Е. Пора начинать / Российская газета. – 2010. – 21 июня.
[31] Информация с официального сайта РАН. URL: http:// ras.ru/presidium/documents/directions.aspx
[32] Некипелов А. Наука выживать // Эксперт. – 2010. – № 10.
[33] Такая оценка, например, содержится в цитированном выше выступлении П.Л. Капицы.
[34] Ханин Г.И., Фомин Д.А. Потребление и накопление основного капитала в России: альтернативная оценка // Проблемы прогнозирования. – 2007. – № 1. – С. 26–49.
[35] Данные официального сайта Росстата/ URL: http:// www.gks.ru/wps/portal/OSI_P/FOND#
[36] Ханин Г.И., Фомин Д.А. Оценка воспроизводства основного капитала экономики России // Вопросы статистики. – 2006. – № 10. – С. 6–19.
[37] Статистически под инновационной продукцией понимается про-
дукция, подвергшаяся значительным технологическим изменениям, усовершенствованию или вновь внедренная. Рассчитано по: Наука в России: Стат. сб. / Госкомстат России. ЦИСН. – М., 2001. – С. 89. Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. сб. / Росстат. – М., 2006. – С. 377.
[38] Рогов С., Привалов А. Испытание науки // Эксперт. – 2010. – № 10.
[39] Бурмистров П. Где живут изобретатели // Русский репортер. – 2010. – № 11. – С. 64–65.
[40] Культурное строительство СССР. Стат. сб. Под ред. Старовского В.Н. – М.–Л.: Госполитиздат, 1940. – С. 239.