Информационные ресурсы и технологии начала XXI векаА. С. АЛЕКСЕЕВ, академик РАН, лауреат Ленинской премии, Институт вычислительной математики и математической геофизики СО РАН, НовосибирскПрогнозы на новый векНаучные, эконо мические и геополитические прогнозы говорят о том, что в XXI веке индустрия информатизации будет лидировать по объему производства технических средств и услуг. Она все глубже проникает в сферы общественного потребления, автоматизации производства, науки и образования, интеллектуализации систем управления, мониторинга природной среды и ресурсов, обеспечения национальной безопасности.
Наиболее высокую степень приоритетности в реализации имеют информационные технологии. В последнее время принято сравнивать сферу информационных технологий с энергетикой. Так вот, начиная с 80-х годов ХХ века в развитых странах Запада и Востока финансовые вложения в сферу информатизации были выше, чем в энергетику. Соответственно и развивается этот сегмент международного рынка более динамично. Пример – стремительный рост частного и корпоративного капитала в отдельных секторах информатизации. Наиболее очевидные причины этого следующие.
Таким образом, основным капиталом в XXI веке станет не природно-ресурсный потенциал страны и даже не финансы, а интеллектуальный (в том числе – научно-образовательный, информационный и коммуникационный) потенциал. Страны, лишенные такого «капитала», будут быстро отставать и превратятся либо в сырьевые колонии и придатки других стран, либо в «экологически грязные» промышленные цеха мировой экономики. Научно-образовательный, информационный и интеллектуальный потенциал, на котором только и могут базироваться высокие технологии нового века во всех сферах жизни общества, невозможно быстро создать, даже располагая другими видами капитала. Нужны устойчиво работающие наука, образование, профессиональные политические и управленческие структуры, оснащенные современными информационными технологиями. После конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.) стало с достоверностью математического постулата ясно, что если характер развития нашей товарно-рыночной цивилизации не будет в начале XXI века изменен, ее ожидает гибель по экологическим и социальным причинам. Необходим приход «Эпохи Великого Отказа» – отказа от стереотипа расширенного товарно-денежного воспроизводства, от безудержного потребления доведенных до абсурда сомнительных благ мира рекламы, порождающего поколения «потребителей непотребного». Наступление «Эпохи Великого Отказа» современные учёные и политики связывают с предварительным решением в глобальном масштабе многих социальных, этических и психологических проблем, с добровольным и осознанным изменением менталитета подавляющего большинства людей. Это требует развития новых принципов информатизации общества. Оно должно не только обладать информацией, но и осознавать неизбежность рационального пути развития, добровольного согласия с ним. Современное общество еще не поняло, «что мы находимся в кабине автомобиля, выхлопная труба от двигателя которого подведена в кабину». Продолжается «географическое» перераспределение производств – кому производство знаний, информации, технологий, а кому – грязные производства по очистке радиоактивных отходов, добыче и переработке минерального и энергетического сырья, захоронению отходов. Идеологию устойчивого развития цивилизации ищут только ученые. Политики, финансисты и промышленники преследуют свои более конкретные и локальные цели, используя средства массовой информации во вред массам. Мировые экономические лидеры: готовность № 1Развитые страны мира, страны «золотого миллиарда», серьезно готовятся к вступлению в постиндустриальный мир. Так, государства Западной Европы объединили свои усилия в рамках общеевропейской программы. Разворачиваются промышленные разработки в следующих областях информационных технологий.
Еще в середине 90-х годов в порядке стратегической инициативы администрации Б. Клинтона – А. Гора появилась национальная программа США по информатизации, названная программой электронного супер-хайвея. Она была глубоко проработана в государственном департаменте, министерстве юстиции, в крупных производственных компаниях и в банковской сфере. Программа предусматривает оперативный глобальный высокоскоростной сетевой доступ к любым национальным и основным мировым информационным ресурсам. Определены организационные, юридические и финансовые основы ее реализации, предусмотрены меры по быстрому развитию мощных вычислительно-аналитических центров. С 1996 г. началось выполнение программы, выделен многомиллионный бюджет и образованы корпоративные инвестиционные фонды. Аналитики отмечают очень быстрый рост индустрии информатизации, превышающий правительственные планы. Максимальный всплеск «прорывных» информационных технологий прогнозируется с 2003 по 2005 гг. Период бурного роста займет 30–40 лет. Что же предусматривает эта программа?
На рубеже 2008 г. ожидается создание и широкое распространение карманных компьютеров, рост использования супер-ЭВМ с параллельной обработкой информации. К 2004 г. возможно коммерческое внедрение оптических компьютеров, а к 2017 г. – начало серийного выпуска биокомпьютеров, встраиваемых в живые организмы. Россия: надежды на саморегулирование...Как обстоит дело с развитием информационных ресур сов и соответствующей индустрии в России?Предварительным ответом на вопрос является констатация того прискорбного факта, что в России правительство вообще не имеет перспективного планирования индустрии информатизации. После сплошной приватизации городских и междугородних телефонных сетей и объединения их в холдинг «Связьинвест» и акционерные компании «Ростелеком», городские телефонные сети государство сняло с себя ответственность за развитие индустрии информатизации. По заявлению бывшего вице-премьера В. Ф. Булгака, «блестяще» проведшего приватизацию государственных сетей связи, «рыночные механизмы саморегулирования обеспечат быстрый прогресс отрасли». Вопросы связи действительно решаются, но системные планы развития комплекса индустрии информатизации в стране или в регионах не сформированы. По-видимому, коммерческие структуры не интересуются созданием информационных ресурсов, аналитических центров, так как эти проекты менее рентабельны, чем проекты по развитию телефонии и каналов связи. Россия допустила существенное разрушение своего научно-образовательного потенциала и не сформировала национальную стратегию и инвестиционный климат для развития современной индустрии информатизации. Вместо этого усиливается тенденция к импорту старых ресурсодобывающих технологий, «грязных производств» и даже к складированию и переработке отходов ядерной энергетики. Развитие информационных технологий – общесибирский интересЭта тенденция особенно опасна для Сибири. Первые годы XXI века будут для региона критическими. В этот период государственная политика либо приведет к закреплению сырьевой ориентации Сибири с преимущественным развитием экологически грязных и малорентабельных производств, либо, используя высокий научно-образовательный потенциал (предприятия ВПК – радио- и электронная промышленность, производство средств связи; Сибирское отделение РАН, сибирские отделения академий сельскохозяйственных и медицинских наук, вузы), удастся пойти по пути развития информационных и других высоких технологий.Возможно, никогда еще Сибирь не была так близка к положению сырьевого придатка центральной России и мира и места для утилизации особотоксичных отходов мирового производства. Именно это должно побудить членов Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» к слаженным, единым действиям. Важную роль в этом сибирском технологическом переломе должны сыграть Новосибирская область и город Новосибирск. Информационная индустрия в Новосибирске, благодаря научно-образовательному, промышленно-технологическому и административно-управленческому потенциалам, сосредоточенным здесь и пока сохраняющим дееспособность, имеет хорошие шансы для развития. Важным показателем стратегического потенциала Новосибирска в сфере развития высоких технологий является «погоня» западных фирм, производящих программный продукт (например, «Майкрософт» и др.), за молодыми программистами – выпускниками НГУ и НГТУ. Сотнями их сманивают на работу в США, Канаду, Германию. В последнее время в Академгородке начали создаваться совместные предприятия, аккредитованные за границей, для производства интернет-страниц и других информационных ресурсов для заказчиков западного рынка (в России такой рынок еще не сформировался). По сообщению газеты «Файненшл таймс», в Академгородке уже работает около 500 молодых специалистов, которые имеют приличные (по нашим меркам) оклады и надежды на приобретение квартир (по наблюдениям специалистов, имеющих отношение к рынку программного продукта Академгородка, их как минимум в 2 раза больше. – Прим. ред.). Поддержав эту тенденцию к оседлости и придав ей направленность в сторону сибирских интересов и проблем, можно положить основу для промышленной разработки информационных технологий XXI века. Работа нескольких городских и областных комиссий по информатизации и связи, сформированных в разные годы администрациями области и города для выработки концепции развития этих отраслей, показала следующее.
Специалистами сформированы концепция и основные направления развития средств связи, информационных ресурсов и служб обработки информации для основных региональных секторов информатизации (население, производство; окружающая среда, ресурсы и предотвращение катастроф (рис. 1–3). Приведенные схемы поясняют содержание проблем развития информационных технологий, телекоммуникаций и информатизации в целом и на уровне города и области. Это не только развитие сетей связи (довольно благополучное направление в Новосибирске и гораздо менее благополучное – в области), информационных систем для департаментов администрации, но и создание региональных, городских и районных информационно-аналитических центров сетевого типа. Общая структура процесса информатизации (сбора, обработки и накопления знаний) может быть разделена на последовательность базовых процедур:
Перенесенные на электронные носители информационные ресурсы приобретают качественно новое состояние, т. е. становятся активными, и в этом виде – доступными с помощью компьютерных средств и систем, в том числе и дистанционно с помощью компьютерных сетей общего пользования. Доступная для оперативного воспроизводства средствами компьютерной обработки информация превращается в важнейший фактор социального развития общества на основе применения новых технологий. Сложна и слабо поддерживается инвестициями, в том числе из бюджета, задача развития имитационных моделей социального, промышленного, финансового и других направлений развития города и области. Следствие недостаточного развития таких моделей и сетевых компьютерных методов обработки и анализа оперативной информации – недостаточно высокий уровень систем управления региональными процессами и объектами. Очевидно, что, опираясь на научный и технологический потенциал организаций Новосибирска, легко можно было бы существенно улучшить ситуацию. Основная сложность работ по информатизации области и города состоит в недооценке администрациями области и города этого стратегического направления. Между тем в настоящее время по уровню развития телекоммуникаций, количеству и качеству информационных ресурсов и услуг Новосибирск отстает от ряда других областей Сибири, что делает проблематичным его будущую роль делового центра Сибири. Имеется целый ряд крупных просчетов в формировании процессов информатизации. Например, не разработан перспективный комплексный план развития информационной инфраструктуры города и области (администрация области ни с одной комиссией не пошла дальше разработки концепции). Реализуются лишь частные проекты, представляющие наибольший коммерческий интерес для организаций-монополистов (НГТС, Электросвязь). Новые технологии, особенно системы информатизации и интел- лектуализации сетей (базы данных, аналитические центры и т. п.) из-за меньшей рентабельности и скорости окупаемости этих технологий, чем телефонизация, не находят инвестиционной поддержки, в том числе из бюджета. При всей стратегической важности для области создания современной информационной инфраструктуры и формирования общесибирского заказа на технические средства информатизации для предприятий ВПК Новосибирска администрация до сих пор не начала работу по координации ее развития. Все эти факты обсуждались специалистами и общественностью на «круглых столах» во время крупных тематических конференций и выставок. На выставке «СибСвязь-98» был принят меморандум «О формировании телекоммуникационных сетей в едином информационном пространстве и проблемы их безопасности», обращенный к городской и областной администрациям. Обсуждались эти проблемы и на городской конференции «Новосибирск на пороге XXI века». Что необходимо, на мой взгляд, предпринять?
* * * Пора переходить от слов к делу – от разработки концепций к созданию комплексного плана развития индустрии информатизации и к его целенаправленной реализации. Бездействие в первое десятилетие XXI века может дорого обойтись как области, так и всей Сибири.
|