Инновации в России – в поисках собственной идентичности
«Инновации – это будущее России», «Без инноваций невозможно развитие» – в подобных высказываниях сегодня нет недостатка. Инновациями сейчас занимаются почти все, и список активных участников «инновационных процессов» в России растет день ото дня.
Но правомерно ли ставить во главу угла инновационные процессы, в то время как неясна ситуация с базовыми условиями ведения экономической деятельности? Бизнес невосприимчив не только к инновациям, но и к обновлению и модернизации основных активов и в целом к инвестиционному процессу. Выход из непростых 1990-х и тучных 2000-х России дается непросто – основные активы быстро стареют, технологическое отставание нарастает, ранее созданные прецеденты современной передовой практики стремительно утрачиваются (начиная от науки и образования и заканчивая присутствием на традиционных рынках).
И в то же время у нас «все как у всех»: институты и условия созданы, финансирование инновационной деятельности со стороны государства осуществляется, «истории успеха» появляются и все настойчивее заявляют о себе.
Однако в совокупности ни то, ни другое, ни третье – не дают желаемого результата.
Хотя мы вроде бы знакомы и с международным опытом (статья Ю.А. Комарова), и дружим с ОЭСР (сотрудники штаб-квартиры которой активно участвуют в анализе и оценке направлений инновационных процессов в нашей стране (см. статьи В. Томпсона и С.Д. Агеевой), и помогаем молодым и талантливым – особенно это заметно в период проведения ставшего традиционным Международного молодежного инновационного форума «Интерра» в Новосибирске) (интервью А.В. Старкова).
В поставленных вопросах и отмеченных нашими уважаемыми авторами фактах и наблюдениях, как нам кажется, содержится и ответ.
Нет и не может быть универсальной инновационной модели, применимой для всех случаев, для всех регионов, для всех видов деятельности и для различных промежутков времени. Бессодержательно рассматривать реальный инновационный процесс вне исторических особенностей экономики и социальной сферы того или иного региона, той или иной страны.
Нет и не может быть эффективной инновационной модели вне доминирующих в экономике и социальной сфере процессов. Невозможно создать благоприятную инновационную среду вне благоприятного инвестиционного климата.
Нет и не может быть динамичного инновационного процесса вне ощущения динамики и движения вперед социальной среды и условий самореализации индивида со своим уникальным и неповторимым «Я».
Именно поэтому мы сочли необходимым откликнуться на безвременный уход из жизни Стива Джобса. В судьбе этого человека – не только талант, но и среда, и условия, которые способствовали его раскрытию. Персональный компьютер – это материализованное отражение тенденции к повышению степени свободы отдельного человека в определении своего образа жизни, работы и действий.
Ничем иным, кроме как сильными традициями бюрократического управления экономикой и инновационными процессами в России, нельзя объяснить дискуссию об определении различных реципиентов (и системы, их описывающей) в сфере инновационного развития (статья Г.А. Унтуры).
Нет и не может быть инноваций (не только в высокотехнологичной сфере, но также и в сферах традиционной деятельности) вне стабильности норм, правил и условий, определяющих экономические взаимодействия хозяйствующих субъектов.
Нет и не может быть инновационных процессов вне ясно определенных приоритетов экономической и промышленной политики. Надо ли терять то, чем Россия обладает априори и в чем имеет несомненные преимущества? Почему не сформировать приоритеты высокотехнологичной инновационной деятельности на основе уникального минерально-сырьевого сектора и производственно-технологического потенциала ряда отраслей машиностроения?
Нет и не может быть инноваций без появления лидеров и ярких самобытных личностей. Нельзя долго жить по принципу «во всем виноват Чубайс» – да, он сильный и целеустремленный руководитель, но где другие лидеры и успешные инноваторы такого же масштаба?
Несть числа отмеченным выше «нет и не может быть…». Главное, чего пока нет – это национальной российской модели инновационного процесса, которая способствовала бы соединению предпринимательского духа и таланта народов России, накопленного каторжным трудом поколений производственного потенциала, а также данных природой несметных богатств ее бескрайних просторов и недр.
Отечественный бизнес – это тот же соотечественник, который «голосует ногами», в то время как все мы пытаемся убедить себя в обратном, когда «голосуем руками» (выискивая и представляя зерна и крупицы опыта и новых знаний и практических навыков).
Вопрос о том, как совместить «ноги» и «руки», пока остается открытым.
Главный редактор "ЭКО" | В.А. КРЮКОВ |