№5 2012 г.

Когда идея овладеет массами?

Стало почти аксиомой, что без инноваций у нас нет будущего. И дискурс журнала – представление инновационной проблематики, а также регулярное общение с участниками этого непростого процесса – показывает, что делается в этой сфере немало.

Есть продвижения и в законодательстве, и в финансировании, и в организации, и в подготовке кадров, и в других сферах. Есть даже впечатляющие «истории успеха» – проекты и структуры (вроде технопарков и бизнес-инкубаторов). Однако результаты реальной инновационной деятельности (в силу расхождений между статистикой и жизнью, о чем мы неоднократно писали) более чем скромные.

Яркое подтверждение – статья Е.Б. Бухаровой, С.Л. Самусенко и П.М. Вчерашнего. В ней убедительно показано, что в так называемых зрелых отраслях экономики Красноярского края имеет место «имитация инновационной деятельности». Это, по мнению авторов (которое редакция разделяет), можно проиллюстрировать соотношением затрат на инновации и объемов инновационной продукции. Это соотношение в отраслях 4-го и 5-го переделов (технологических укладов) экономики края больше единицы!

Безусловно, отдача в новых наукоемких технологиях рискованна и растянута во времени. Но, увы, в данном случае речь идет не о них, а об адаптации известных технологий к местным условиям и проектам. При этом доля инновационной продукции в отраслях 5-го передела исчисляется сотыми долями процента.

Вроде бы все у нас «на столе» – и технологии фондового рынка, и понимание со стороны государства, и поддержка науки (не может не радовать прекращение негативного тренда распада научной среды), есть проекты, сулящие колоссальные выгоды их авторам, сохранился (в силу природной стойкости?!) и предпринимательский дух населения.

В чем же тогда дело? – спросит читатель и спрашиваем себя мы сами – сотрудники редакции и участники непростого процесса издания неангажированного экономического журнала.

Ответ одновременно и прост, и сложен.

В разрозненности и противоречивости шагов и действий. В доминировании дирижирования экономическими процессами вместо соучастия; в максимализме заявляемых целей (если уж что-то делать, то непременно «встраивать свой регион в глобальную экономику») вместо взвешенности и прагматизма; синдроме «старшего брата» в отношениях «Федерация – регион – муниципалитет»; в возможности иметь гарантированную доходность бизнеса без инноваций.

Самое печальное – это повсеместная утрата веры в возможность успешного творческого и созидательного бизнеса. В несозидательном бизнесе недостатка нет – о чем свидетельствуют старение основных фондов, ухудшение человеческого капитала (прежде всего, утрата навыков и стремления трудиться в производственном секторе, приведшая к катастрофической нехватке квалифицированных рабочих кадров) и т.д.

Как показывают опросы, дух обновления и движения вперед присущ молодежи (см. статью О.В. Валиевой). Однако и тут не «все ладно» – на первом месте «целеустремленность и коммуникационные навыки», нацеленность на скорейшую «коммерциализацию своих разработок». Нет слов, эти качества важны. Однако вновь речь идет о «сумме технологий», а не об одержимости идеей и стремлении к самореализации.

Экономика России близка к той черте, за которой – не только невозможность инновационного развития, но и утрата того, что имеем, и «сжатие» экономического пространства.

К сожалению, подмена целей развития экономики за счет раскрепощения творческого и предпринимательского потенциала населения страны акцентом на пропорции перераспределения нефтегазового трансферта между «традиционным» и «инновационным» сценариями не способствует решению этой задачи в обозримом будущем. Получается имитация инновационных процессов, а не реальное движение вперед.

Инновационное развитие экономики России пока не стало национальной идеей и жизненной необходимостью субъектов хозяйственной деятельности. Без ощущения защищенности нет и не может быть уверенности в завтрашнем дне, без сопричастности идее инновационно-ориентированного развития со стороны населения невозможно отвечающее духу времени развитие страны в целом.

Как не вспомнить классиков: только те идеи, которые овладевают массами, становятся реальной движущей силой социально-экономических процессов!

Технологии (начиная от технопарков и закачивая эффективными формами делового общения и процедурами выхода на IPO) важны в условиях динамичного и нацеленного на реальное развитие общества – но это «всего лишь» технологии.

Главный редактор "ЭКО"  В.А. КРЮКОВ