1
|
|
2
|
- Кластеры – географические концентрации предприятий одной или нескол=
ьких
взаимосвязанных отраслей, конкурирующих, но, вместе с тем, коопериру=
ющихся
друг с другом, извлекая при этом выгоды из совместного расположения =
и социальной
встроенности.
|
3
|
- Специализация (единство рынка, процессов и др.)
- Инновационность
- Множественность участников (компании, исследовательские учреждения,
финансовые институты, ВУЗы, органы власти, общественные организации)=
- Наличие жизненного цикла (стадийность развития)
|
4
|
- На основе характера взаимодействия
- На основе типологии индустриальных районов
- На основе динамики развития кластера
|
5
|
|
6
|
|
7
|
|
8
|
- Характерные признаки кл=
астера
по ресурсам и ожидаемым результатам сводятся к 12 показателям:
- Возможности по исследованию и развитию,
- Квалификация рабочей силы (мастерство),
- Развитие трудового потенциала,
- Близость поставщиков,
- Наличие капитала,
- Доступ к специализированным услугам,
- Отношения с поставщиками оборудования,
- Наличие ассоциирующих структур,
- Интенсивность формирования сетей,
- Предпринимательская энергия,
- Инновации и обучение,
- Коллективное видение и руководство.
|
9
|
- На национальной конфере=
нции
по кластерам в Аризоне в 1995 г. была предложена формула определения
доминирующих кластеров (показатели должны иметь значения не ниже
приведенных):
- Концентрация производства – 40%,
- Экономический рост – не менее 10%,
- Связи по кооперации среди предприятий-участников кластера – не менее
10%.
- Это позволило выявить 380 крупнейших кластеров США в сферах высоких
технологий, производства потребительских товаров, индустрии сервиса,
добычи природных ресурсов.
- В этих кластерах работа=
ло 57%
трудового потенциала страны, производился 61% ВВП.
|
10
|
|
11
|
II. Кластеры ув=
еличивают
производительность образующих их компаний :
- облегчая и удешевляя доступ к специализированным факторам производства
(комплектующим, оборудованию, персоналу, услугам) по сравнению с другими
вариантами интеграции (вертикальной, формальными альянсами). Отсюда ключе=
вая
роль присутствия местных поставщиков;
- снижая трансакционные издержки;
- облегчая доступ к информации. Близость фирм друг к другу, связи с
поставщиками и общие технологии, наличие постоянных личных контактов и
общественных связей обеспечивают более интенсивный обмен информацией внут=
ри
кластеров (важный частный случай – доступность информации о текущих
потребностях покупателей) ;
- создавая условия для более эффективного совместного маркетинга
(рекомендации, совместные выставки, ярмарки, журналы, рекламные
кампании);
- улучшая репутацию «домашнего» региона в определенной сфере деятельнос=
ти,
повышающую вероятность того, что заказчики будут отдавать предпочтение
расположенному там производителю или продавцу;
- амбиции и желание хорошо выглядеть в местном сообществе поддерживают
фирмы в их стремлении обойти друг друга.
|
12
|
- 1. Компании сферы информационных технологий – IT;
- 2. Инновационно-производственные - PR
|
13
|
|
14
|
- ЗАДАЧИ:
- Анализ факторов рынка (поставщики ресурсов и потребители продукции,
конкуренты);
- Анализ инфраструктурных и институциональных условий среды;
- Анализ человеческого капитала;
- Анализ производственно-технологических условий;
- Анализ инновационной среды (НИОКР);
- Анализ взаимодействия между компаниями;
- Анализ экономической эффективности функционирования компаний и оценк=
и ее
связи с факторами среды.
|
15
|
- Факторы внешней среды:
- рынки производственных ресурсов и производимой продукции,
- кооперация между фирмами и НИИ,
- интенсивность конкурентной борьбы,
- взаимоотношения фирм с органами власти и др.
|
16
|
|
17
|
|
18
|
|
19
|
|
20
|
|
21
|
|
22
|
|
23
|
|
24
|
|
25
|
|
26
|
|
27
|
- Развивать мощности НИОКР,
- Совершенствовать институциональные (законодательные, сертификационны=
е и
др.) условия,
- Инвестировать в недостающие элементы кластера,
- Создавать центры подготовки специалистов,
- Создавать партнерства между реальным и образовательным секторами,
- Создавать венчурные фонды,
- Страховать риски,
- Организовать постоянно функционирующие кластерные совещания для
определения потребностей и проблем кластера,
- Другое
|
28
|
- Наблюдается нехватка на местных рынках кровельных материалов (18,5%),
металла (13,8%), стекла и утеплителя (более 30%),
- Среди местных поставщиков оборудования хуже всего представлены
поставщики оборудования для промышленности стройматериалов,
- Влияние зарубежных контрагентов наиболее сильно проявляется при
поставках оборудования для промышленности строительных материалов (в
среднем по выборке около 17%) и рабочей силы, особенно низкой
квалификации (до 40% привлекаемого неквалифицированного труда).
|
29
|
- Предприятия, высоко оценивающие качество своих отношений с другими
строительными компаниями, как правило, характеризуются бόльшими
размерами и высокой рентабельностью. Что подчеркивает важность
горизонтальных связей в кластере.
- Развитое сотрудничество с другими контрагентами (финансовыми
структурами, поставщиками оборудования и труда) обеспечивает
предприятиям кластера улучшение динамики выручки.
|
30
|
- производственно-строительной кооперацией, позволяющей эффективно
использовать совокупный потенциал партнеров;
- снижением затрат на модернизацию строительной продукции путем переда=
чи
части работ партнерам, специализирующимся в конкретных видах
деятельности;
- повышением эффективности процесса обеспечения строительного производ=
ства
сырьем, материалами, деталями, конструкциями на основе установления
долгосрочных партнерских связей;
- повышением эффективности выполнения отдельных управленческих функций=
за
счет разделения труда, специализации, привлечения специализированных
организаций строительного профиля;
- повышением эффективности работ в области сбыта и сервисного
обслуживания, приобретения необходимых ресурсов; повышением надежнос=
ти
сетевых партнеров в инвестиционно-финансовой кооперации.
|
31
|
|