Мешок муки и числа Фибоначчи

Как вы думаете, многие ли владельцы пекарен читают (да еще в библиотеках!) книги по космогонии, геологии, истории, мифологии? Ответ очевиден, и этот довод в пользу того, что наш сегодняшний собеседник – человек, как минимум, неординарный.

Большинство предпринимателей, начинающих собственный бизнес, идут на такой шаг все-таки ради средств к существованию, достойному в той или иной мере. Нашему же гостю захотелось проверить, правда ли, что окружающий мир имеет некую структуру, и процессы, происходящие в природе и обществе, подчинены налагаемым этой структурой закономерностям*. Если это так, значит, строя свою деятельность соответственно, можно свести на нет энергозатраты и избежать ошибочных шагов.

И он основал собственное предприятие, чтобы проверить свои догадки.

Сегодня Игорь Викторович Иванников – владелец нескольких хлебобулочных предприятий, которые успешно работают в Новосибирске вот уже пятый год. ООО «Сдоба» – это эксперимент с целью проверки достаточно фантастической идеи планирования деятельности, подчиненного строгим (и давно известным) законам.

Опыт оказался успешным: «Сдоба» поставляет свою продукцию в магазины четырех районов города при постоянно неудовлетворенном спросе. Предприятие развивается так интенсивно, что через пару лет его продукцией будет охвачен весь Новосибирск.

Одним словом, Иванников в рекламе не нуждается и поговорить хотел о другом. Он ищет единомышленников либо квалифицированных критиков и даже ученых оппонентов, так как очень уж масштабна владеющая им идея: создать единый научный центр нового поколения, который, обобщив опыт многих наук, вооружил бы людей правильным методом действий.

Как известно, недостатка в хороших идеях нет, но Игорь Викторович практически осуществил задуманное дело, нужное и успешное. Поэтому наш журнал, далекий от обсуждения фантастических идей, предоставил ему слово. «Виновны» ли в успехе числа Фибоначчи или что другое, судите сами. Между прочим, Софья Губайдуллина, писавшая гениальную музыку, тоже, говорят, поклонница численных закономерностей...

Иванников по образованию (и по прежнему опыту) – энергетик, выпускник Новосибирского электротехнического института (НЭТИ). В начале 90-х основательно изучал маркетинг как слушатель курсов, проводившихся в рамках американских образовательных программ USID для российских предпринимателей.

И даже зарабатывал составлением бизнес-планов, в частности Иванниковым разрабатывались проекты реконструкции Егорьевского месторождения Запсибзолота под инвестиции Газпрома, а также совместного предприятия ООО «Стройкерамика» и австрийской фирмы «Цигельмайстерхаус» по производству стеновых панелей и строительству. Бизнес-план для керамического производства занял первое место на Сибирской ярмарке в конкурсе совместных проектов. Зарабатывал неплохо, на безбедную жизнь хватало.

Но... Магия универсальных констант не давала покоя, нечто неведомое в глубине сознания толкало к действию. На несколько месяцев, бросив все другие дела, Иванников засел в библиотеках. Построение звукового ряда, прогрессия размножения кроликов, реакция головного мозга на раздражители, пропорции построения ближайшего космоса и структура атомов. – столь разные вещи описываются числами Фибоначчи. Температура окружающего воздуха, при которой человек чувствует себя комфортно, соотносится с нормальной температурой тела по тому же «золотому сечению». Как и нижняя и верхняя границы нормального давления крови в человеческом организме...

Игорь Викторович предположил, что и в области социально-экономической процессы идут подобным же образом, т. е. подчинены тем же закономерностям. И решил гипотезу проверить практикой, ибо что как не она есть критерий истинности?

– Когда и как Вы начали эксперимент и на какие средства?

– В 1996-м году и в общем-то с нуля, если говорить о деньгах.

У меня не было намерения заняться каким-либо конкретным производством, выбор был отчасти интуитивным. Возможно, подсказан женой, вернее, тем, что она всегда пекла удивительные булки и пироги. Если бы я владел капиталом, достаточным для более основательного бизнеса, вероятно, выбрал бы другое занятие. Но это неважно, все дело в правильном плане действий. Главное – учесть закономерности, а не ломиться наобум, выработать метод.

Я рассчитал проект своего предприятия на пять лет вперед, представив его как процесс. В основу заложил числовые константы, определившие по некоторой формуле масштаб периодов развития. Периоды и условные единицы были введены еще и с целью контроля.

Сейчас предприятию идет пятый год, и все это время его развитие строго соответствовало первоначальному плану: в намеченных точках подъема наблюдался рост, «нейтральные» точки совпадали с интервалами стабильного развития. Все важнейшие события происходили в соответствии с намеченными ключевыми датами. Складывается впечатление, что удалось спрогнозировать важнейшие обстоятельства, с которыми действительно в дальнейшем предприятию пришлось столкнуться, в том числе и экономические потрясения последних лет.

Развитие предприятия доказывало первоначальную идею, а именно: знание закономерностей и следование им создают как бы бесконфликтную зону, где можно действовать без преград и ограничений, т. е. жить разумно.

– Каждый бизнес-план имеет конечную цель...

– Конечной целью я положил покупку очень дорогого мини-хлебозавода производства французской фирмы «Бонгар». Точнее, уровень прибыли, позволяющий по истечении пяти лет купить этот завод. Очень уж он мне нравился.

– Почему было не взять кредит?

– Потому что я и пять лет назад, и сегодня абсолютно убежден, что с кредита дело начинать нельзя.

Я начал с мешка муки. В оборудование не вложил ни копейки: восстановил то, что по причине износа столовая одного крупного завода выставила на улицу.

И, как я уже говорил, вооружившись рецептами супруги, начал печь булки.

– Позвольте, но булки мало испечь, их нужно еще и продать.

– Прежде чем взяться за дело, я немного изучил «рынок сбыта»: брал изделия одного специализированного цеха – штук 400 – и развозил по торговым точкам, добавляя немного к цене. Булочки раскупали. Постепенно я начал часть товара заменять собственноручно изготовленными, потом стал развозить только свои. Но это штрих – не зря ж я учился маркетингу. Если всерьез, то я абсолютно уверен, что будет продано все, что испекут мои пекари. Сегодня – это свыше 15 тыс. единиц продукции в сутки.

– И Вас не пугает конкуренция?

– Нисколько. Это при том, что мои булки самые дорогие в городе. Секрет прост: они самые вкусные. Тесто ставят на молоке и кладут туда лучшую алтайскую муку – рубцовскую. Я делаю самые лучшие в мире булки потому, что хочу, чтобы их быстро раскупали и ели еще горячими.

Вообще, я уверен: если за что браться, делать надо лучше всех. Тогда ни маркетинговых исследований особых не потребуется, ни изучения действий конкурентов.

– А откуда же покупатель узнает, что Ваши булки лучше прочих?

– Узнает, будьте уверены – достаточно один раз попробовать. Ведь знает же покупатель, скажем, дорогой обуви, что она лучше дешевой. Конечно, покупают и дешевую продукцию, стало быть, и та и другая имеют право на существование.

– Наверное, потому, что вкусную булку, в отличие от хорошей обуви, может позволить себе куда больше народу, тех 15 тысяч штук, которые цеха «Сдобы» ежесуточно выпускают, постоянно не хватает. Но все-таки: как организован сбыт Вашей продукции?

– Мы действуем очень просто, по принципу «Не хотите – не берите». Я говорю «мы» потому, что уже примерно через год сбыт я с себя снял – с 97-го этим занимаются другие люди – дистрибьюторы. Вообще-то сбыт организован примерно по схеме сетевого маркетинга – двухуровневого. И основан на антирекламе.

Если хлебокомбинатам, бывает, магазины задерживают расчет по неделям, то с нами работают по предоплате – полной или частичной. Потому что магазины уверены в сбыте моих изделий, и знают, что если сегодня не заплатят, завтра продукции «Сдобы» у них не будет.

Несмотря на то, что три цеха работают в три смены, спрос на нашу продукцию удовлетворить не можем.

– Что же мешает расширить производство?

– Тот же вопрос мне задавали и в городской администрации. Ответ прост: отсутствие свободных площадей. (Они-то думали, что начну просить поблажек, льгот, денег...)

И вот на днях мы открываем еще один цех. Скоро будем расширять ассортимент за счет кондитерских изделий. Кстати, здесь все идет в соответствии с моим планом развития – можете посмотреть.

(Игорь Викторович показывал мне книгу учета, судя по виду, явно не вчера начатую. Там в соответствии с его гипотезой – вся история его бизнеса, причем, повторяю, написанная, так сказать, априори. Конечно, некоторые коррективы Иванников в первоначальный план вносит, но, говорит, не принципиальные.)

– Я бы хотела спросить вот что: как Вы контролируете деятельность ваших предприятий, ведете сбор информации? Ведь зачастую отсутствие достоверных сведений и служит камнем преткновения в попытках сделать работу многих производств эффективной.

– Во-первых, меня информируют о делах ежедневно. Во-вторых, люди ведут себя вполне порядочно, возможно, из-за страха быть уволенными. В-третьих, я досконально изучил свое производство, так как создавал его сам, сам делал всю работу и прекрасно знаю всю технологию: меня трудно ввести в заблуждение. Мне достаточно просто попробовать булку, и я буду знать, чего в ней не хватает, что и где было сделано с нарушением.

Другими словами, у меня нет проблем с контролем, как нет и отдельных затрат на этот вид деятельности.

– Поговорим о затратах?

– Я не делаю из этого секрета – структура затрат соответствует все тем же запланированным пропорциям и выглядит примерно так:

  • 25% – заработная плата;
  • 10–12% – текущий ремонт, комплектующие, транспорт;
  • 58% – сырье.

Остальное съедают всяческие поборы, к которым я отношу наряду с общеизвестными (арендные платежи, инспекционный контроль со стороны органов сертификации, санэпиднадзора, пожарной инспекции, энергонадзора и др.), оплату услуг бухгалтеров. Они работают, чтобы отчитываться перед налоговой, и только. Ни мне, ни производству как таковому они не нужны – значит, содержание бухгалтеров есть вынужденные, внепроизводственные затраты, или поборы.

– Можно задать нескромный вопрос – о прибыли и налогах? Хотя, как говорил Оскар Уайльд, нескромных вопросов не бывает – бывают нескромные ответы...

– Давайте скажем так: ни одна из многочисленных налоговых проверок не выявила никаких нарушений. Налоги плачу, как положено. Прибыль также соответствует намеченным плановым периодам и позволяет развиваться без копейки заемных денег. Надеюсь, что скоро за счет растущих доходов можно будет кое-что сделать для своих работников и их детей. Ведь подавляющее большинство из них – женщины, и я хорошо понимаю, как нелегко им живется.

Постепенно начинаем делать дополнительные выплаты – к 1 сентября, чтобы помочь собрать все необходимое для детей к школе; к Новому году – премии и подарки; к отпуску. Хотя статус малого предприятия нас не обязывает к этому. Просто я считаю, что прибыль – это деньги, которые мне доверены, и я должен ими справедливо распорядиться.

– Расскажите, пожалуйста, об условиях труда.

– На предприятиях действует жесткая система отбора, а желающих работать у нас очень много. Каждый раз, когда в связи с расширением производства требуются новые люди, перед проходной собираются очереди. Мы не даем никаких объявлений, и я не знаю, как они узнают о вакансиях.

Нанимаем работников на договорной основе. В договорах записано, что поощряется, что наказуемо. Оплачиваем отпуска и больничные. За счет предприятия возим людей на работу. Считаю, что наши люди социально защищены.

Предусмотрена некоторая норма продукции, которую каждый работающий может взять домой бесплатно.

– Игорь Викторович, что значит для Вас Ваше дело?

– Мне нравится, что могу дать людям работу. Но главное – я себя реализовал. Не как хозяин и директор – как исследователь и экспериментатор. У меня много идей, и я готов ими поделиться.

– Спасибо за разговор и пусть он будет не напрасным: обязательно найдутся желающие познакомиться с Вашим опытом, ведь как-никак на дворе новое тысячелетие!

Содержание Следующая