Мешок
муки и числа Фибоначчи
Как вы думаете, многие ли владельцы
пекарен читают (да еще в библиотеках!) книги по космогонии, геологии,
истории, мифологии? Ответ очевиден, и этот довод в пользу того, что наш
сегодняшний собеседник – человек, как минимум, неординарный.
Большинство предпринимателей,
начинающих собственный бизнес, идут на такой шаг все-таки ради средств
к существованию, достойному в той или иной мере. Нашему же гостю захотелось
проверить, правда ли, что окружающий мир имеет некую структуру, и процессы,
происходящие в природе и обществе, подчинены налагаемым этой структурой
закономерностям*. Если это так, значит, строя свою деятельность соответственно,
можно свести на нет энергозатраты и избежать ошибочных шагов.
И он основал собственное предприятие,
чтобы проверить свои догадки.
Сегодня Игорь Викторович
Иванников – владелец нескольких хлебобулочных предприятий, которые успешно
работают в Новосибирске вот уже пятый год. ООО «Сдоба» – это эксперимент
с целью проверки достаточно фантастической идеи планирования деятельности,
подчиненного строгим (и давно известным) законам.
Опыт оказался успешным: «Сдоба»
поставляет свою продукцию в магазины четырех районов города при постоянно
неудовлетворенном спросе. Предприятие развивается так интенсивно, что
через пару лет его продукцией будет охвачен весь Новосибирск.
Одним словом, Иванников в
рекламе не нуждается и поговорить хотел о другом. Он ищет единомышленников
либо квалифицированных критиков и даже ученых оппонентов, так как очень
уж масштабна владеющая им идея: создать единый научный центр нового поколения,
который, обобщив опыт многих наук, вооружил бы людей правильным методом
действий.
Как известно, недостатка в
хороших идеях нет, но Игорь Викторович практически осуществил задуманное
дело, нужное и успешное. Поэтому наш журнал, далекий от обсуждения фантастических
идей, предоставил ему слово. «Виновны» ли в успехе числа Фибоначчи или
что другое, судите сами. Между прочим, Софья Губайдуллина, писавшая гениальную
музыку, тоже, говорят, поклонница численных закономерностей...
Иванников по образованию (и
по прежнему опыту) – энергетик, выпускник Новосибирского электротехнического
института (НЭТИ). В начале 90-х основательно изучал маркетинг как слушатель
курсов, проводившихся в рамках американских образовательных программ USID
для российских предпринимателей.
И даже зарабатывал составлением
бизнес-планов, в частности Иванниковым разрабатывались проекты реконструкции
Егорьевского месторождения Запсибзолота под инвестиции Газпрома, а также
совместного предприятия ООО «Стройкерамика» и австрийской фирмы «Цигельмайстерхаус»
по производству стеновых панелей и строительству. Бизнес-план для керамического
производства занял первое место на Сибирской ярмарке в конкурсе совместных
проектов. Зарабатывал неплохо, на безбедную жизнь хватало.
Но... Магия универсальных констант
не давала покоя, нечто неведомое в глубине сознания толкало к действию.
На несколько месяцев, бросив все другие дела, Иванников засел в библиотеках.
Построение звукового ряда, прогрессия размножения кроликов, реакция головного
мозга на раздражители, пропорции построения ближайшего космоса и структура
атомов. – столь разные вещи описываются числами Фибоначчи. Температура
окружающего воздуха, при которой человек чувствует себя комфортно, соотносится
с нормальной температурой тела по тому же «золотому сечению». Как и нижняя
и верхняя границы нормального давления крови в человеческом организме...
Игорь Викторович предположил,
что и в области социально-экономической процессы идут подобным же образом,
т. е. подчинены тем же закономерностям. И решил гипотезу проверить практикой,
ибо что как не она есть критерий истинности?
– Когда и как Вы начали эксперимент
и на какие средства?
– В 1996-м году и в общем-то
с нуля, если говорить о деньгах.
У меня не было намерения заняться
каким-либо конкретным производством, выбор был отчасти интуитивным. Возможно,
подсказан женой, вернее, тем, что она всегда пекла удивительные булки
и пироги. Если бы я владел капиталом, достаточным для более основательного
бизнеса, вероятно, выбрал бы другое занятие. Но это неважно, все дело
в правильном плане действий. Главное – учесть закономерности, а не ломиться
наобум, выработать метод.
Я рассчитал проект своего предприятия
на пять лет вперед, представив его как процесс. В основу заложил числовые
константы, определившие по некоторой формуле масштаб периодов развития.
Периоды и условные единицы были введены еще и с целью контроля.
Сейчас предприятию идет пятый
год, и все это время его развитие строго соответствовало первоначальному
плану: в намеченных точках подъема наблюдался рост, «нейтральные» точки
совпадали с интервалами стабильного развития. Все важнейшие события происходили
в соответствии с намеченными ключевыми датами. Складывается впечатление,
что удалось спрогнозировать важнейшие обстоятельства, с которыми действительно
в дальнейшем предприятию пришлось столкнуться, в том числе и экономические
потрясения последних лет.
Развитие предприятия доказывало
первоначальную идею, а именно: знание закономерностей и следование им
создают как бы бесконфликтную зону, где можно действовать без преград
и ограничений, т. е. жить разумно.
– Каждый бизнес-план имеет
конечную цель...
– Конечной целью я положил
покупку очень дорогого мини-хлебозавода производства французской фирмы
«Бонгар». Точнее, уровень прибыли, позволяющий по истечении пяти лет купить
этот завод. Очень уж он мне нравился.
– Почему было не взять кредит?
– Потому что я и пять лет
назад, и сегодня абсолютно убежден, что с кредита дело начинать нельзя.
Я начал с мешка муки. В оборудование
не вложил ни копейки: восстановил то, что по причине износа столовая одного
крупного завода выставила на улицу.
И, как я уже говорил, вооружившись
рецептами супруги, начал печь булки.
– Позвольте, но булки мало
испечь, их нужно еще и продать.
– Прежде чем взяться за дело,
я немного изучил «рынок сбыта»: брал изделия одного специализированного
цеха – штук 400 – и развозил по торговым точкам, добавляя немного к цене.
Булочки раскупали. Постепенно я начал часть товара заменять собственноручно
изготовленными, потом стал развозить только свои. Но это штрих – не зря
ж я учился маркетингу. Если всерьез, то я абсолютно уверен, что будет
продано все, что испекут мои пекари. Сегодня – это свыше 15 тыс. единиц
продукции в сутки.
– И Вас не пугает конкуренция?
– Нисколько. Это при том,
что мои булки самые дорогие в городе. Секрет прост: они самые вкусные.
Тесто ставят на молоке и кладут туда лучшую алтайскую муку – рубцовскую.
Я делаю самые лучшие в мире булки потому, что хочу, чтобы их быстро раскупали
и ели еще горячими.
Вообще, я уверен: если за что
браться, делать надо лучше всех. Тогда ни маркетинговых исследований особых
не потребуется, ни изучения действий конкурентов.
– А откуда же покупатель узнает,
что Ваши булки лучше прочих?
– Узнает, будьте уверены –
достаточно один раз попробовать. Ведь знает же покупатель, скажем, дорогой
обуви, что она лучше дешевой. Конечно, покупают и дешевую продукцию, стало
быть, и та и другая имеют право на существование.
– Наверное, потому, что вкусную
булку, в отличие от хорошей обуви, может позволить себе куда больше народу,
тех 15 тысяч штук, которые цеха «Сдобы» ежесуточно выпускают, постоянно
не хватает. Но все-таки: как организован сбыт Вашей продукции?
– Мы действуем очень просто,
по принципу «Не хотите – не берите». Я говорю «мы» потому, что уже примерно
через год сбыт я с себя снял – с 97-го этим занимаются другие люди – дистрибьюторы.
Вообще-то сбыт организован примерно по схеме сетевого маркетинга – двухуровневого.
И основан на антирекламе.
Если хлебокомбинатам, бывает,
магазины задерживают расчет по неделям, то с нами работают по предоплате
– полной или частичной. Потому что магазины уверены в сбыте моих изделий,
и знают, что если сегодня не заплатят, завтра продукции «Сдобы» у них
не будет.
Несмотря на то, что три цеха
работают в три смены, спрос на нашу продукцию удовлетворить не можем.
– Что же мешает расширить
производство?
– Тот же вопрос мне задавали
и в городской администрации. Ответ прост: отсутствие свободных площадей.
(Они-то думали, что начну просить поблажек, льгот, денег...)
И вот на днях мы открываем
еще один цех. Скоро будем расширять ассортимент за счет кондитерских изделий.
Кстати, здесь все идет в соответствии с моим планом развития – можете
посмотреть.
(Игорь Викторович показывал
мне книгу учета, судя по виду, явно не вчера начатую. Там в соответствии
с его гипотезой – вся история его бизнеса, причем, повторяю, написанная,
так сказать, априори. Конечно, некоторые коррективы Иванников в первоначальный
план вносит, но, говорит, не принципиальные.)
– Я бы хотела спросить вот
что: как Вы контролируете деятельность ваших предприятий, ведете сбор
информации? Ведь зачастую отсутствие достоверных сведений и служит камнем
преткновения в попытках сделать работу многих производств эффективной.
– Во-первых, меня информируют
о делах ежедневно. Во-вторых, люди ведут себя вполне порядочно, возможно,
из-за страха быть уволенными. В-третьих, я досконально изучил свое производство,
так как создавал его сам, сам делал всю работу и прекрасно знаю всю технологию:
меня трудно ввести в заблуждение. Мне достаточно просто попробовать булку,
и я буду знать, чего в ней не хватает, что и где было сделано с нарушением.
Другими словами, у меня нет
проблем с контролем, как нет и отдельных затрат на этот вид деятельности.
– Поговорим о затратах?
– Я не делаю из этого секрета
– структура затрат соответствует все тем же запланированным пропорциям
и выглядит примерно так:
- 25% – заработная плата;
- 10–12% – текущий ремонт, комплектующие,
транспорт;
- 58% – сырье.
Остальное съедают всяческие
поборы, к которым я отношу наряду с общеизвестными (арендные платежи,
инспекционный контроль со стороны органов сертификации, санэпиднадзора,
пожарной инспекции, энергонадзора и др.), оплату услуг бухгалтеров. Они
работают, чтобы отчитываться перед налоговой, и только. Ни мне, ни производству
как таковому они не нужны – значит, содержание бухгалтеров есть вынужденные,
внепроизводственные затраты, или поборы.
– Можно задать нескромный
вопрос – о прибыли и налогах? Хотя, как говорил Оскар Уайльд, нескромных
вопросов не бывает – бывают нескромные ответы...
– Давайте скажем так: ни одна
из многочисленных налоговых проверок не выявила никаких нарушений. Налоги
плачу, как положено. Прибыль также соответствует намеченным плановым периодам
и позволяет развиваться без копейки заемных денег. Надеюсь, что скоро
за счет растущих доходов можно будет кое-что сделать для своих работников
и их детей. Ведь подавляющее большинство из них – женщины, и я хорошо
понимаю, как нелегко им живется.
Постепенно начинаем делать
дополнительные выплаты – к 1 сентября, чтобы помочь собрать все необходимое
для детей к школе; к Новому году – премии и подарки; к отпуску. Хотя статус
малого предприятия нас не обязывает к этому. Просто я считаю, что прибыль
– это деньги, которые мне доверены, и я должен ими справедливо распорядиться.
– Расскажите, пожалуйста,
об условиях труда.
– На предприятиях действует
жесткая система отбора, а желающих работать у нас очень много. Каждый
раз, когда в связи с расширением производства требуются новые люди, перед
проходной собираются очереди. Мы не даем никаких объявлений, и я не знаю,
как они узнают о вакансиях.
Нанимаем работников на договорной
основе. В договорах записано, что поощряется, что наказуемо. Оплачиваем
отпуска и больничные. За счет предприятия возим людей на работу. Считаю,
что наши люди социально защищены.
Предусмотрена некоторая норма
продукции, которую каждый работающий может взять домой бесплатно.
– Игорь Викторович, что значит
для Вас Ваше дело?
– Мне нравится, что могу дать
людям работу. Но главное – я себя реализовал. Не как хозяин и директор
– как исследователь и экспериментатор. У меня много идей, и я готов ими
поделиться.
– Спасибо за разговор и
пусть он будет не напрасным: обязательно найдутся желающие познакомиться
с Вашим опытом, ведь как-никак на дворе новое тысячелетие!
|