ОСНОВЫСОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИРУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИЮбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходивший 13–16 августа 2000 г. в Москве, принял «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Предлагаем нашим читателям некоторые разделы (публикуются с незначительными сокращениями).II. Церковь и нацияII.1. Ветхозаветный
народ израильский был прообразом народа Божия – новозаветной Церкви Христовой.
Искупительный подвиг Христа Спасителя положил начало бытию Церкви как
нового человечества – духовного потомства праотца Авраама. Своей Кровью
Христос «искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени»
(Откр 5. 9). Церковь по самой своей природе имеет вселенский и, следовательно,
наднациональный характер. В Церкви «нет различия между Иудеем и Еллином»
(Рим. 10. 12). Как Бог не есть Бог иудеев только, но и тех, кто происходит
из языческих народов (Рим 3. 29), так и Церковь не делит людей ни по национальному,
ни по классовому признаку, в ней «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания,
ни необрезания, варвара. Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос»
(Кол. 3. 11).
В современном мире понятие «нация» употребляется в двух значениях – как этническая общность и как совокупность граждан определенного государства. Взаимоотношения Церкви и нации должны рассматриваться в контексте как первого, так и второго смысла этого слова. В Ветхом Завете для обозначения понятия «народ» используются слова ’am и goy. В еврейской Библии оба термина получили вполне конкретное значение: первым обозначался народ израильский богоизбранный; вторым, во множественном числе (goyim), – народы языческие. В греческой Библии (Септуагинте) первый термин передавался словами laos (народ) или demos (народ как политическое образование); второй – словом ethnos (нация; мн. ethne – язычники). Будучи по природе вселенской, Церковь одновременно является единым организмом, телом (1 Кор. 12. 12). Она – община чад Божиих, «род избранный, царственное священство, народ снятый, люди взятые в удел... некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Пет. 2. 9–10). Единство этого нового народа обеспечивается не национальной, культурной или языковой общностью, но верой во Христа и Крещением. Новый народ Божий «не имеет здесь постоянного града, но ищет будущего» (Евр. 13. 14). Духовная родина всех христиан – не земной, но «вышний» Иерусалим (Гал. 4. 26). Евангелие Христово проповедуется не на священном языке, доступном одному народу, но на всех языках (Деян. 2. 3–11). Евангелие проповедуется не затем, чтобы один избранный народ сохранил истинную веру, но дабы «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2. 10–11). II.2. Вселенский
характер Церкви, однако, не означает того, чтобы христиане не имели права
на национальную самобытность, национальное самовыражение. Напротив, Церковь
соединяет в себе вселенское начало с национальным. Так, Православная Церковь,
будучи вселенской, состоит из множества Автокефальных Поместных Церквей.
Православные христиане, сознавая себя гражданами небесного отечества,
не должны забывать и о своей земной родине. Сам Божественный Основатель
Церкви, Господь Иисус Христос, не имел земного пристанища (Мф. 8. 20)
и указывал на то, что принесенное Им учение носит не локальный и не национальный
характер: «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме
будете поклоняться Отцу» (Ин. 4. 21). Он, впрочем, отождествлял Себя с
народом, к которому принадлежал по человеческому рождению. Беседуя с самарянкой,
Он подчеркивал Свою принадлежность к иудейской нации: «Вы не знаете, чему
кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Ин. 4.
22). Иисус был лояльным подданным Римской империи и платил налоги в пользу
кесаря (Мф. 22. 16–21). Апостол Павел, в своих посланиях учивший о наднациональном
характере Церкви Христовой, не забывал о том, что по рождению он – «Еврей
от Евреев» (Фил. 3. 5), а по гражданству – римлянин (Деян. 22. 25–29).
II.3. Христианский
патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической
общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван
любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев
по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов
исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей
семье, соплеменникам и согражданам. II.4. В то же время
национальные чувства могут стать причиной греховных явлений, таких как
агрессивный национализм, ксенофобия, национальная исключительность, межэтническая
вражда. В своем крайнем выражении эти явления нередко приводят к ограничению
прав личностей и народов, войнам и иным проявлениям насилия. VI. Труд и его плодыVI.1. Труд является
органичным элементом человеческой жизни. В книге Бытия говорится, что
вначале «не было человека для возделывания земли» (Быт. 2. 5); создав
райский сад, Бог поселяет в нем человека, «чтобы возделывать и хранить
его» (Быт. 2. 15). Труд – это творческое раскрытие человека, которому
в силу изначального богоподобия дано быть сотворцом и соработником Господа.
Однако после отпадения человека от Творца изменился характер труда: «В
поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из
которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3. 19). Творческая
составляющая труда ослабла; он стал для падшего человека преимущественно
способом добывания средств к жизни.
VI.2. Слово Божие не только обращает внимание людей на необходимость ежедневного труда, но и задает его особый ритм. Четвертая заповедь гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмый – суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих» (Исх. 20. 8–10). Этим повелением Творца процесс человеческого труда соотносится с божественным творчеством, положившим начало мирозданию. Ведь заповедь субботствования обосновывается тем, что при сотворении мира «благословил Бог седьмый день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2. 3). Сей день должен быть посвящен Господу, с тем чтобы повседневные заботы не могли отвратить человека от Творца. Вместе с тем деятельные проявления милосердия и бескорыстная помощь ближним не являются нарушением заповеди: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2. 27). В христианской традиции с апостольских времен днем, свободным от труда, стал первый день седмицы – день Воскресения Христова. VI.3. Совершенствование
орудий и методов труда, его профессиональное разделение и переход от простых
его форм к более сложным способствуют улучшению материальных условий жизни
человека. Однако обольщение достижениями цивилизации удаляет людей от
Творца, ведет к мнимому торжеству рассудка, стремящегося обустроить земную
жизнь без Бога. Реализация подобных устремлений в истории человечества
всегда заканчивалась трагически. VI.4. С христианской
точки зрения труд сам по себе не является безусловной ценностью. Он становится
благословенным, когда являет собой соработничество Господу и способствует
исполнению Его замысла о мире и человеке. Однако труд не богоугоден, если
он направлен на служение эгоистическим интересам личности или человеческих
сообществ, а также на удовлетворение греховных потребностей духа и плоти.
VI.5. Церковь благословляет всякий труд, направленный ко благу людей; при этом не отдается предпочтения никакому из видов человеческой деятельности, если таковая соответствует христианским нравственным нормам. В притчах Господь наш Иисус Христос постоянно упоминает о разных профессиях, не выделяя ни одну из них. Он говорит о труде сеятеля (Мк. 4. 3–9), слуг и домоправителя (Лк. 12. 42–48), купца и рыбаков (Мф. 13. 45–48), управителя и работников в винограднике (Мф. 20. 1–16). Однако современность породила развитие целой индустрии, специально направленной на пропаганду порока и греха, удовлетворение пагубных страстей и привычек, таких, как пьянство, наркомания, блуд и прелюбодеяние. Церковь свидетельствует о греховности участия в такой деятельности, поскольку она развращает не только трудящегося, но и общество в целом. VI.6. Работающий
вправе пользоваться плодами своего труда: «Кто, насадив виноград, не ест
плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?.. Кто пашет, должен
пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить
ожидаемое» (1 Кор. 9. 7,10). Церковь учит, что отказ в оплате честного
труда является не только преступлением против человека, но и грехом перед
Богом. VII. СобственностьVII.1. Под собственностью
принято понимать «общественно признанную форму отношения людей к плодам
труда и естественным ресурсам. В число основных полномочий собственника
обычно включают право владения и пользования, право управления и получения
дохода, право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение объектов
собственности.
Церковь не определяет прав людей на собственность. Однако материальная сторона человеческой жизни не остается вне ее поля зрения. Призывая искать прежде всего «Царства Божия и правды Его» (Мф. 6. 33), Церковь помнит и о потребностях в «хлебе насущном» (Мф. 6. 11), полагая, что каждый человек должен иметь достаточно средств для достойного существования. Вместе с тем Церковь предостерегает от чрезмерного увлечения материальными благами, осуждая тех, кто обольщается «заботами, богатством и наслаждениями житейскими» (Лк. 8. 14). В позиции Православной Церкви по отношению к собственности нет ни игнорирования материальных потребностей, ни противоположной крайности, превозносящей устремление людей к достижению материальных благ как высшей цели и ценности бытия. Имущественное положение человека само по себе не может рассматриваться как свидетельство о том, угоден или неугоден он Богу. Отношение православного христианина к собственности должно основываться на евангельском принципе любви к ближнему, выраженному в словах Спасителя: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13. 34). Эта заповедь является основой нравственного поведения христиан. Она должна служить для них и, с точки зрения Церкви, для остальных людей императивом в сфере регулирования межчеловеческих отношений, включая имущественные. По учению Церкви, люди получают все земные блага от Бога, Которому и принадлежит абсолютное право владения ими. Относительность права собственности для человека Спаситель многократно показывает в притчах: это или виноградник, данный в пользование (Мк. 12. 1–9), или таланты, распределенные между людьми (Мф. 25. 14–30), или имение, отданное во временное управление (Лк. 16. 1–13). Выражая присущую Церкви мысль о том, что абсолютным собственником всего является Бог, святитель Василий Великий спрашивает: «Скажи же мне, что у тебя собственного? Откуда ты взял и принес в жизнь?». Греховное отношение к собственности, проявляющееся в забвении или сознательном отвержении этого духовного принципа, порождает разделение и отчуждение между людьми. VII.2. Материальные
блага не могут сделать человека счастливым. Господь Иисус Христос предупреждает:
«Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его
имения» (Лк. 12. 15). Погоня за богатством пагубно отражается на духовном
состоянии человека и способна привести к полной деградации личности. Апостол
Павел указывает, что «желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть
и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие
и пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые
уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек
Божий, убегай сего» (1 Тим. 6. 9–11). В беседе с юношей Господь сказал:
«Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим;
и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.
19. 21). Затем Христос разъяснил эти слова ученикам: «Трудно богатому
войти в Царство Небесное... удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши,
нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19. 23–24). Евангелист Марк
уточняет, что в Царство Божие трудно войти именно тем, кто уповает не
на Бога, а на материальные блага, – «надеющимся на богатство» (Мк. 10.
24). Лишь «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется, пребывает
вовек» (Пс. 124. 1). VII.3. Церковь признает
существование многообразных форм собственности. Государственная, общественная,
корпоративная, частная и смешанные формы собственности в разных странах
получили различное укоренение в ходе исторического развития. Церковь не
отдает предпочтения ни одной из этих форм. При каждой из них возможны
как греховные явления – хищение, стяжательство, несправедливое распределение
плодов труда, так и достойное, нравственно оправданное использование материальных
благ. VII.4. Особую форму
собственности представляет имущество религиозных организаций. Она приобретается
различными путями, однако основным компонентом ее формирования является
добровольная жертва верующих людей. Согласно Священному Писанию, жертва
является святой, то есть в прямом смысле принадлежащей Господу; жертвователь
подает Богу, а не священнику (Лев. 27. 30, Ездр. 8. 28). Жертва – это
добровольный акт, совершаемый верующими в религиозных целях (Неем. 10.
32). Жертва призвана поддерживать не только служителей Церкви, но и весь
народ Божий (Флп. 4. 14–18). Жертва, как посвященная Богу, неприкосновенна,
а всякий похищающий ее должен возвратить больше, чем похитил (Лев. 5.
14–15). Пожертвование стоит в ряду основных заповедей, данных человеку
Богом (Сирах. 7. 30–34). Таким образом, пожертвования являются особым
случаем экономических и социальных отношений, а потому на них не должны
автоматически распространяться законы, регулирующие финансы и экономику
государства, в частности, государственное налогообложение. Церковь заявляет,
что если тот или иной ее доход носит предпринимательский характер, то
он может быть облагаем налогами, но любые посягательства на пожертвования
верующих являются преступлением перед людьми и Богом.
|
|Главная|Все
о журнале|Свежий номер|Новости|Подписка|Топ-Менеджеру|Архив|Наши
проекты|
|Деловой ЭКО-Клуб|Гостевая
книга|Форум|У Экоши|