Опыт
работы директората российских предприятий
в период перемен
А. Г. АГАНБЕГЯН,
академик РАН, ректор Академии
народного хозяйства
при правительстве РФ,
Москва
В 1990–1998 гг. российская
экономика пережила глубокий социально-экономический кризис, в результате
которого валовой продукт сократился в 1,7 раза, промышленность – более
чем в 2 раза, сельское хозяйство – в 1,8 раза,
капиталовложения – более чем в 3,5 раза, реальные доходы – в
1,7 раза, безработица достигла 13% к численности самодеятельного населения
России, а само население России в последние годы ежегодно сокращалось
на 750000 человек. Идет процесс депопуляции, когда смертность намного
превышает рождаемость.
Перемены в условиях
хозяйствования
Этот долговременный социально-экономический
кризис обострился в результате острого финансового кризиса в августе 1998
г., когда произошли дефолт внутреннего российского долга, четырехкратная
девальвация рубля, взрыв инфляции (удвоение розничных цен), кризис всей
банковской системы, осложнение с выплатой внешнего долга.
Низшая точка кризиса была
пройдена:
· по производственно-экономическим
показателям (ВВП, промышленность, сельское хозяйство, инвестиции и
др.), а также по динамике инфляции – в 1998 г.;
· по внешнеэкономической
торговле и золотовалютным резервам Центрального банка – в 1999 г.
(табл. 1);
· по социальным
показателям (реальные доходы, численность безработных) – в 1999 г.
Таблица 1
Динамика объемов экспорта,
импорта и сальдо
в 1998–2000 гг., млрд дол.
Год
|
Экспорт
|
Импорт
|
Сальдр
|
1998
|
74,9
|
57,8
|
17,1
|
1999
|
75,3
|
39,5
|
35,8
|
2000(оценка)
|
92,1
|
42,1
|
50,0
|
В 1999 г. началось оживление
производства, которое в 2000 г. перешло в подъем, сопровождаемый улучшением
социальных показателей, резким ростом экспорта и золотовалютных резервов
(с 11 до 26 млрд дол.), переходом от дефицитного к профицитному федеральному
бюджету при сокращении внешнеэкономического долга более чем на 2 млрд
дол. (табл. 2).
Таблица 2
Темпы прироста основных
социально-экономических показателей России за 1997–2000 гг., %
Показатель
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000(прогноз)
|
Валовой внутренний
продукт (ВВП)
|
0,8
|
-4,9
|
3,2
|
5,5
|
Объем промышленной
продукции
|
1,9
|
-5,2
|
8,1
|
8,0
|
Объем сельскохозяйственной
продукции
|
0,1
|
-15,2
|
2,4
|
3,0
|
Оборот розничной торговли
|
2,0
|
-3,3
|
-7,7
|
6,0
|
Объем инвестиции
|
-5,0
|
-6,7
|
1,0
|
9,0
|
Экспорт товаров
|
-2,0
|
-15,6
|
-3,1
|
23,0
|
Импорт товаров
|
9,0
|
-14,9
|
-33,8
|
5,0
|
Реальные доходы населения
|
3,4
|
-18,1
|
-15,1
|
7,0
|
Общая численность населения
|
-6,0
|
9,5
|
6,8
|
-5,0
|
Индекс потребительских
цен (инфляция)
|
11,0
|
84,4
|
36,5
|
20,0
|
Центральному банку и Министерству
финансов РФ удалось снизить инфляцию: за 9 месяцев 2000 г. она составила
около 13% (в 1999 г. – 37%). Вслед за инфляцией снижалась ставка рефинансирования
– с 60 до 28%, и ожидается ее дальнейшее снижение.
При темпах роста в 2000
г. электроэнергетики на 3% и топливных отраслей на 4% перерабатывающие
отрасли растут в 3–5 раз быстрее (табл. 3).
Таблица 3
Темпы изменения объема
продукции промышленности в 1998–2000 гг., %
к предыдущему году*
Показатель
|
1998
|
1999
|
2000(оценка)
|
2000, %:
|
к 1997
|
к 1998
|
Промышленность, всего
|
94,8
|
108,1
|
109,0
|
111,7
|
117,8
|
Электроэнергетика
|
97,5
|
100,2
|
102,7
|
100,3
|
102,9
|
Топливная
|
97,5
|
102,4
|
104,1
|
103,9
|
106,6
|
В том числе:
|
|
|
|
|
|
нефтедобывающая
|
99,0
|
100,4
|
104,7
|
104,1
|
105,1
|
газовая
|
100,8
|
104,1
|
104,7
|
109,9
|
109,0
|
угольная
|
95,0
|
108,8
|
103,5
|
107,0
|
112,6
|
Черная металургия
|
91,9
|
114,4
|
116,5
|
122,5
|
133,3
|
Цветная металургия
|
95,0
|
108,5
|
110,7
|
114,1
|
120,1
|
Химическая и нефтехимическая
|
92,5
|
121,7
|
113,9
|
128,2
|
138,6
|
Машиностроение и металлообработка
|
92,5
|
115,9
|
114,3
|
122,2
|
132,1
|
Лесная, деревообрабатывающая
и целлюлозно-бумажная
|
99,6
|
117,2
|
113,5
|
132,5
|
133,0
|
Промышленность строительных
материалов
|
94,2
|
107,7
|
109,1
|
110,7
|
117,5
|
Легкая
|
88,5
|
120,1
|
123,8
|
131,6
|
148,7
|
Пищевая
|
98,1
|
107,5
|
109,1
|
115,1
|
117,3
|
Мукомольно-крупяная
и комбикормовая
|
95,0
|
99,7
|
100,0
|
94,7
|
99,7
|
* По данным Центра экономической
конъюнктуры при правительстве РФ.
Конечно, все это – рост
с точки крайне низкого кризисного уровня. Например, за 1999–2000 гг. объем
продукции легкой промышленности вырос в 1,6 раза, но за 1990–
1998 гг. он упал в 5 раз и после внушительного увеличения его уровень
все же в 3 раза ниже, чем был в 1989 г. Или реальные доходы населения
– в 2000 г. они увеличились на 7% после сокращения в 1998 г. на 18% и
в 1999 г. еще на 15%, так что в 2000 г. они составят лишь 80% уровня
1997 г., когда они были в 1,5 раза ниже уровня 1989 г.
Видно, что мы только начинаем
выбираться из глубокой ямы кризиса и за 1999–2000 гг. прошли в лучшем
случае (если судить по ВВП) одну пятую часть пути до достижения докризисного
уровня.
Причины и факторы экономического
роста в 2000 г.
- К факторам временного порядка относится
благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура с высокими мировыми ценами
на нефть, газ и металлы – основные экспортные товары России. В связи
с этим объем экспорта в 2000 г. увеличился примерно на 20 млрд дол.
по сравнению с 1999 г. и, по-видимому, достигнет рекордной цифры 100
млрд дол., а активное сальдо внешней торговли составит 50–60 млрд дол.
(36 млрд в 1999 г.).
Естественно, столь благоприятная конъюнктура долго не сохранится, и
в бюджете 2001 г. цена барреля нефти спрогнозирована в размере 18–20
дол. против 28–34 дол. в
2000 г.
По нашей оценке, за счет этого превходящего фактора осуществляется 1/3
прироста ВВП, то есть 2,5 процентных пункта из 7,5%. Остальные 5% определяются
другими факторами и условиями.
- Важнейшую роль в стимулировании экономического
роста сыграло установление рыночного валютного курса рубля. До финансового
кризиса валютный курс рубля был резко завышен (6 руб. за 1 доллар) и
искусственно поддерживался посредством “валютного коридора”. С ноября
1997 г. до августа 1998 г. на поддержку рубля было израсходовано не
менее 25 млрд дол., в том числе 13 млрд за счет сокращения золотовалютных
резервов Центрального банка с 25 до 12 млрд дол.; за счет кредитов международных
финансовых организаций (4–5 млрд дол.) и средств федерального бюджета
на выплату завышенных доходов по ГКО.
В результате финансового кризиса 1998 г. курс рубля был девальвирован
в 4,5 раза и сейчас удерживается в размере приблизительно 28 руб. за
1 доллар. В то же время оптовые и розничные цены в России за этот период
выросли в 2,5 раза. Этот существенный разрыв в размерах девальвации
рубля (4,5 раза) и инфляции (2,5 раза) привел к резкому увеличению экспорта
почти во всех отраслях. Высокие темпы роста металлургии, нефтехимической
и химической промышленности, лесной и деревообрабатывающей и целлюлозной
промышленностей во многом с этим связаны.
С другой стороны, установление рыночного валютного курса рубля сделало
высокоприбыльным импортозамещение, стало невыгодным за валюту покупать
зарубежные товары, используемые внутри страны.
Это сразу же вызвало рост в ряде отраслей, производящих конструкционные
материалы и оборудование.
В то же время рыночный валютный курс рубля резко понизил эффективность
импорта. За 1998–1999 гг. импорт в России сократился вдвое, что высвободило
крупные ниши российского рынка, которые заняли российские производители.
Особенно заметно это повлияло на легкую промышленность, производство
предметов длительного пользования и продовольствия, в том числе и в
сельском хозяйстве.
Стремление больше экспортировать и преимущественно развивать производство
импортозамещающих товаров оказало многостороннее положительное воздействие
на весь ход экономического развития. Наши предприятия и организации
оказались вынуждены ориентироваться на иностранные стандарты, сертифицировать
свои товары и производство по зарубежным системам качества, заниматься
серьезным маркетин-
гом на конкурентном западном рынке, приспосабливая к этому ассортимент,
потребительские свойства своих товаров,
осваивать западные прогрессивные методы менеджмента, учиться у конкурентов,
укреплять руководящие кадры специалистами западной ориентации. Все это
способствует повышению экономических показателей работы как для внешнего,
так и для внутреннего рынка, переводит нашу промышленность на более
высокий качественный уровень.
- В Основных направлениях социально-экономического
развития Российской Федерации до 2010 г., утвержденных правительством
РФ, и в направлениях финансово-кредитной политики на 2001 г., представленных
в Государственную Думу, намечается сохранение рыночного валютного курса
рубля, который будет медленно эволюционировать в соответствии с индексом
инфляции. При таком подходе отмеченные тенденции во многом сохранятся.
Экономическое развитие предприятий во многом определяется возможностями
привлечения финансовых ресурсов для пополнения оборотных средств, освоения
новой продукции, обновления фондов. Это, прежде всего, зависит от стоимости
привлеченных денег, уровня процентов за кредит.
За последний год ставка рефинансирования Центрального банка, определяющая
уровень кредитных ставок, снизилась. Деньги подешевели вдвое, и поэтому
предприятия и организации стали больше привлекать кредитные ресурсы,
тем более что других выгодных направлений вложений финансовых средств
после распада межбанковского финансового рынка и ликвидации ГКО у банков
осталось мало.
Основное значение для сокращения кредитных ставок имеет снижение инфляции
(с 36,5% в 1999 г. она сократилась до примерно 18% в 2000 г. и 12% по
проекту бюджета в 2001 г.). В перспективных разработках правительства
РФ на 2002 г. инфляция прогнозируется в размере 8%.
Одновременно сокращаются риски заемных средств в России, что тоже
вызывает снижение процентных ставок.
Это явствует из рейтингов крупных мировых агентств, которые перевели
Россию из худшей категории по рискам D (дефолт) сразу после финансового
кризиса в плохую категорию С (спекулятивный, т. е. высокорисковый уровень),
а потом в категорию В, где мы постепенно подымаемся по ступенькам и
сейчас находимся в зоне, характеризующейся выдачей ограниченных кредитных
средств. В ближайшее время ожидается очередное повышение рейтинга
России.
В перспективе при улучшении экономического положения и стабильности
банковской системы, которая до сих пор находится, к сожалению, в тяжелом
положении, Россия может выйти в высшую категорию А, заняв там нижние
ступеньки.
С учетом сокращения инфляции и рисков можно ожидать, что процент за
кредит будет сокращен с нынешних 25–30% до 20% в 2001 г. и 15% в 2002
г.
Уровень 15% является переломным в том смысле, что по кредитным ставкам
выше этого уровня выдаются почти исключительно краткосрочные кредиты
(торговые, на пополнение оборотных средств и др.), а по ставкам ниже
этого уровня экономически эффективными становятся инвестиционные – вначале
среднесрочные, а потом и долгосрочные кредиты, начинает работать ипотека.
В то же время мы имеем возможность при стабильности и предсказуемости
рыночного валютного курса рубля выдавать кредиты в валюте, которые уже
при существующих ставках в 15–20% могут использоваться на инвестиции.
В перспективе эти ставки снизятся до 10–12%.
Как видно, значение этого фактора в обеспечении экономического роста
нашего народного хозяйства будет усиливаться, чему будет способствовать
сокращение налога на прибыль банков с 43 до 30%, намечаемое на 2001
г., что даст дополнительные финансовые ресурсы для кредитования.
- Начиная с 2001 г. возрастающее положительное
воздействие на темпы экономического роста будет иметь снижение налогов
и таможенных пошлин, что сокращает долю государства в ВВП и высвобождает
дополнительные средства для предприятий и организаций, которые они смогут
направлять на свое развитие.
Уже в 2001 г. принятые новые налоговые законы сократят налоговое бремя
более чем на 100 млрд руб. При этом налоговая реформа продолжится, и
в 2002 г. выигрыш будет еще больше. Сюда же надо приплюсовывать выигрыш
от сокращения таможенных пошлин. Все это увеличит прибыль предприятий
в ближайшие два года на 30–40%.
Если к этому прибавить еще возможности использования ускоренной
амортизации для увеличения инвестиций, то все это позволит в 1,5 раза
и более повысить объем капиталовложений в производство, а инвестиции,
как известно, являются главным двигателем экономического роста.
Уже в 2000 г. доля инвестиций в основной капитал в составе ВВП повысилась
с 14,5 до 15,5%. В перспективе она могла бы подняться до 20%, что обеспечит
высокие и устойчивые темпы нашего экономического развития.
Нужно также учесть возрастающий приток иностранного капитала в Россию
в виде и прямых, и портфельных инвестиций. Помимо улучшения общественно-экономического
состояния России позитивное влияние на этот процесс окажет принятие
законодательных актов, улучшающих инвестиционный климат в стране, а
также постепенное создание цивилизованной конкурентной среды, сокращение
коррупции и др.
Поучителен в этой связи пример Ирландии, где резкое сокращение доли
государства в ВВП стало одним из главных факторов устойчивого и длительного
экономического роста этой страны, которая серьезно отставала по уровню
экономического развития от Великобритании, но благодаря более высоким
темпам развития недавно превзошла ее по показателю ВВП на душу населения.
- Среди условий, в наибольшей мере влияющих
на экономическое развитие в России, может быть названо создание устойчивой
рыночной конкуренции, а также освобождение бизнеса от административного
гнета.
Начатая работа по реорганизации естественных монополий, усилению антимонопольного
законодательства, если региональное законотворчество будет приведено
в соответствие с общероссийскими законами, в которых предусматривается
свободное перемещение товаров, капитала и рабочей силы по стране, усилит
конкурентный рынок. Этому же будет способствовать и большая открытость
российской экономики.
Государство предусматривает также постепенный переход в частную собственность
значительной части государственных пакетов акций (кроме стратегически
важных предприятий и организаций, которые надолго останутся в государственной
собственности). Ждут своего решения проблемы стимулирования малого и
среднего бизнеса, выхода его из тени, оказания государственной помощи,
льготного налогообложения, формирования венчурного капитала и др. В
России официально зарегистрировано менее миллиона малых предприятий,
в то время как в развитых странах количество таких предприятий составляет
не менее 3% от численности населения (в России малых предприятий могло
бы быть 4–5 млн).
- Очень слабо работают в России социальные
стимулы развития производства из-за сохранения старой социальной системы
заработной платы и социальных льгот. В десятилетней программе правительства
РФ предусматриваются постепенный, по мере увеличения доходов граждан,
переход на окупаемость жилья, формирование персональных накопительных
пенсий, личной страховки здоровья, развитие ипотеки, улучшение жилищных
условий.
Эти процессы в конце концов через ряд лет приведут к тому, что в структуре
расходов населения удельный вес покупки обычных товаров и услуг сократится
с 70–75% в настоящее время до 40% (в США – 25%, в Европе – 30%), но
зато резко возрастут, например до 20–25%, расходы на жилье и коммунальные
услуги, до 5–10% – на пенсии, до 5% – на поддержание здоровья. Такая
структура доходов и расходов резко стимулирует, в связи с высоким уровнем
заработка, повышение производительности труда на предприятиях. Сами
работники захотят больше зарабатывать и иметь большую свободу выбора
в улучшении жилищных условий, отдыха, потребления.
С другой стороны, экономика через негосударственные фонды, ипотечные
банки получает так называемые “длинные деньги”, которые она может использовать
под серьезные инвестиции, содействующие экономическому развитию.
На мой взгляд, можно было бы не ждать ряд лет, чтобы прийти к такому
положению, а в ближайшие год–два провести реформу заработной платы с
поэтапным ее повышением и переходом к полной платности жилья и коммунальных
услуг, персональной пенсионной системе и страховке здоровья при коренном
изменении системы социальных льгот в направлении адресной поддержки
бедных.
Перспективы
Рассмотрение условий и факторов
экономического роста, анализ помесячной динамики прироста производства,
опрос руководителей предприятий и организаций показывают, что экономический
рост будет продолжаться.
В проекте бюджета на 2001
г., разработанном правительством, в качестве минимально возможного принят
темп роста народного хозяйства страны, равный 4%, инвестиции и реальные
доходы – по 7%, прирост инфляции намечено снизить до 12% (табл. 4–5).
Это означает, что процент за кредит составит около 20% годовых. Реальный
сектор получит более широкий доступ к кредитным ресурсам, что будет способствовать
реальному подъему экономики.
Таблица 4
Основные абсолютные показатели
развития народного хозяйства России в 2000–2001 гг.
Показатель
|
2000(оценка)
|
2001(прогноз)
|
2001,
% к 2000
|
ВВП, млрд руб. |
6450
|
7750
|
120,2
|
Инвестиции, млрд руб. |
1030
|
1300
|
126,2
|
Розничная торговля, млрд
руб. |
2190
|
2670
|
121,9
|
Прибыль, млрд руб. |
1000
|
1300
|
130,0
|
Средняя заработная плата,
руб. в месяц |
2130
|
2585
|
121,4
|
Прожиточный минимум |
1200
|
1370
|
114,2
|
Таблица 5
Предложения правительства
Российской Федерации к бюджету на 2001 г.
Показатель
|
Темпы роста, 2001,
% к 2000
|
ВВП |
4,0
|
Промышленность |
4,5
|
Сельское хозяйство |
3,0
|
Инвестиции |
7,0
|
Розничная торговля |
6,0
|
Реальные доходы |
7,0
|
Инфляция |
12,0
|
В то же время надеяться
на сколько-нибудь длительный инерционный рост сам по себе не приходится,
так как факторы этого экономического роста постепенно исчерпываются, а
благоприятная мировая конъюнктура не может продолжаться вечно. Поэтому
со стороны государства необходимы серьезные меры по созданию условий для
будущего социально-экономического развития.
В Послании президента РФ
В. В. Путина Федеральному Собранию в июле этого года сформулированы следующие
шесть задач в области социально-экономического развития России.
Во-первых, следует
обеспечить защиту прав собственности.
Во-вторых, необходимо
равенство условий конкуренции.
В-третьих, освобождение
предпринимателей от дминистративного гнета.
В-четвертых, снижение
налогового бремени, упрощение таможенной системы.
В-пятых, развитие
финансовой инфраструктуры – банковской системы и финансового рынка.
В-шестых, реалистическая
социальная политика – приоритет здравоохранения, образования и культуры,
адресная социальная поддержка бедных.
Выполнение этих задач предусматривает
проведение ряда крупных реформ и, прежде всего, налоговой реформы, первый
этап которой уже принят законодателями. Налоговое бремя уже в 2001 г.
сокращается на 100 млрд руб., государственная нагрузка на ВВП снижается
на 1,2%, а значит, соответственно, вырастет прибыль предприятий и организаций
и инвестиции. По правительственному прогнозу, прибыль в 2001 г. в народном
хозяйстве составит 1300 млрд руб., что позволит с учетом использования
амортизационного фонда увеличить инвестиции с 1030 до 1300 млрд руб.
Второй этап налоговой реформы
намечен на следующий год, когда налоговое бремя, прежде всего за счет
ликвидации налога с продаж, снова будет значительно уменьшено.
К снижению государственной
нагрузки на ВВП ведет упорядочение и сокращение таможенных тарифов. В
ближайшее время тарифные группы будут укрупнены со снижением максимальных
ставок с 30 до 20%. В дальнейшем, при вступлении России во Всемирную торговую
организацию (этот процесс предполагается форсировать и завершить за два
года), таможенные тарифы будут существенно снижены еще раз.
Ключевое значение придается
социальным реформам, где приоритеты отдаются развитию здравоохранения,
образования и культуры (уже с 2001 г.). Растет финансирование этих отраслей
за счет госбюджета. Намечена реформа пенсионного обеспечения, жилищно-коммунального
хозяйства и реорганизация системы социальных льгот с переходом к адресной
социальной поддержке бедных.
Правительство Российской
Федерации приняло 10-летнюю (до 2010 г.) Программу социально-экономического
развития России, в которой предусмотрены крупные мероприятия по социальной
политике и модернизации экономики, с поддержанием ежегодных устойчивых
темпов экономического развития в среднем по 5% в год.
При этом правительство приняло
специальное решение по реализации мероприятий этой долгосрочной программы
на ближайший год, подчеркнув ее практическую направленность.
Новые задачи предприятий
в условиях перемен
Переход от кризиса к подъему
экономики коренным образом меняет условия хозяйствования для наших предприятий,
требует определенной смены приоритетов.
- На первый план выдвигаются стратегический
менеджмент, разработка конкретных стратегий развития предприятий на
ряд лет вперед на основе обновления производст-
венных фондов, освоения новых изделий, привлечения инвестиций.
Это соответствует общим мировым тенденциям. Последний мировой опрос
1400 менеджеров высшего звена показал, что на первое место среди важных
качеств топ-менед-
жера выдвигается задача сформировать ясную картину будущего внутри компании.
На высший ранг выдвигаются задачи подбора квалифицированной менеджерской
команды и умение вдохновить работников. Для сравнения: пять лет назад
первое место по такому опросу было отдано заботе о клиенте (сейчас –
это 6-й ранг).
- В тех случаях, когда работа компании
не отвечает изменяющимся условиям, необходимо решительно пойти на реструктуризацию,
чтобы превратить ее в эффективную рыночную фирму, ориентированную на
удовлетворение платежеспособного спроса.
- При росте экономики особая забота
акционерных обществ – добиться высокой рыночной капитализации, чему
наши компании, к сожалению, пока не уделяют должного внимания.
- По многим предприятиям и организациям
надо внести ясность в отношении собственности и наладить правильные
отношения между собственниками и менеджментом.
- На первый план выдвигается задача
эффективного ведения бизнеса – использования современных систем, например,
системы ABC по снижению затрат, введения мировых стандартов качества,
перехода на современные методы продаж, в том числе с использованием
Интернета (система CRM).
- Новые задачи стоят перед финансовым
менеджментом, который должен опираться на международные стандарты бухучета,
вводимые в России в ближайшее время.
- Все большее значение приобретает
внешнеэкономическая деятельность, особенно в преддверии вступления России
в ВТО.
- И, конечно, самая главная задача
– управление человеческими ресурсами, подбор профессиональной команды
единомышленников, формирование коллектива, который способен решать новые
задачи.
Содержание
|