Сборник ребусов,или как не надо
делать сайты

Эти заметки – пожелания организациям и фирмам, которые поддерживают в Интернете электронные странички, именуемые на профессиональном языке сайтами. К сожалению, эти странички изобилуют досадными ошибками, вызывающими желание никогда не иметь дел с “хозяевами” этих самых сайтов.

Мой рассказ рассчитан не на специалистов, веб-мастеров, а на руководителей, их замов по маркетингу, всех тех, кто принимает решение о создании такой странички. И о том, какую информацию и как на ней размещать. Поэтому я постарался обойтись без терминов и не затрагивал техническую сторону вопроса (как анонсировать сайт на поисковых системах и на каких именно, как добиться высокого рейтинга в “искалках”, как обмениваться ссылками и создавать баннеры) – вся эта информация есть в самом Интернете (например, http://www.izсity.com.ru/).

Сначала – вопросы и ответы на них

Просмотр многих сотен сайтов в поисках информации (в основном – наука, образование, средства массовой информации) привел к грустной мысли: похоже, мало кто из “сайтовладельцев” задумывался о том, с какими целями эта страничка создавалась, как лучше подать информацию, чтобы она привлекла возможных партнеров или клиентов или хотя бы не попортила имидж.

Ведь даже самая интересная информация с профессиональным дизайном и забавными мультяшками не привлечет посетителей, если она плохо, непродуманно подана, если сайт построен “вверх ногами” и напоминает детскую головоломку “Найдите на этом рисунке, куда спряталась девочка?”.

Перед тем как обращаться к веб-мастерам и решать технические вопросы, надо задать себе вопрос: чего вы ожидаете от странички в Интернете? Для чего она создается и какие цели преследует – продать продукцию, предложить услуги, расширить рынок, создать в глазах потенциальных потребителей или партнеров образ фирмы, учреждения? За какой информацией сюда будут приходить пользователи? Кто предположительно будет ее посещать?

Хотя специалисты рекомендуют периодически, не реже чем раз в полгода, просматривать свой сайт и обновлять его (кстати, отметка о том, что сайт недавно обновлялся, – хороший стимул для его посещения), лучше сразу сделать все как следует. Ибо главная задача сайта – привлечь людей, которые бы обращались к нему постоянно. Столкнувшись с неправильно построенным сайтом, они больше не заглянут на него.

Полезно просмотреть сайты родственных по профилю или конкурирующих организаций. Ответьте на вопрос: что можно было бы использовать и что ни в коем случае делать не стоит. Просто удивительно, сколько полезной информации можно почерпнуть в чужих разработках. При этом совсем не обязательно подражать другим – просто надо использовать лучшее.

СГУПСом по ЦВИРСу

Как говорил Аркадий Райкин, когда шьют одежду, думают о чем угодно, но не о пожаре. А когда делают электронные cтранички, то не о том, как донести нужную информацию наиболее доходчиво.

Поиск информации начинается обычно с поисковой системы. И с нее же начинаются всякие “заморочки”.

Легкость обнаружения вашего сайта в поисковой системе – залог того, что его найдут те, кому он потребуется.
Для этого нужно правильно указать ключевые слова, выделить их в тексте и составить описание-аннотацию так, чтобы потенциальные посетители сразу видели, с чем имеют дело.

Что же мы видим? В строчках поисковой системы нередко стоят всякие загадочные аббревиатуры вроде МАРАМС или УПРИ, и никаких пояснений о том, что это за организация, в каком городе, чем занимается. Довольно часто такое встречается у вузов. В лучшем случае в описании сказано, что это – какая-нибудь Высшая школа или Международная академия, без четких указаний на то, чему же там учат.

До недавнего времени расшифровать аббревиатуру особых трудностей не представляло. Возьмем вуз. Первая буква – от названия города, например М – Московский, И – институт,
У – университет, и всегда была понятна его специализация.

Конечно, как назваться – простым институтом или Высшей Международной Академией (некоторые из них честно сообщают, что в прошлой жизни именовались техникумами) – дело вкуса. Но если не сообщить уже в поисковой системе четкую и ясную информацию себе, вас никто и искать не будет.

Может быть, называя свое учреждение в строчке поисковой системы ЦВИРСом или СГУПСом, рассчитывают на исследовательский инстинкт: в надежде разгадать эту загадку, человек “кликнет” мышкой и откроет вашу электронную страничку.

Но в поисковых системах столько строчек, что на все непонятное и неопознанное время тратить не хочется. Мимо!

Поэтому – мой призыв к руководителям! Не думайте, что если вы изложили какую-то информацию о своей организации на бумаге, то дальнейшее – дело веб-мастера. “Прямо сейчас” войдите в Интернет и посмотрите, как выглядит ваша электронная страничка.

Попробуйте войти в нее не по конкретному электронному адресу, а “окольными путями”, по которым, вероятно, ее будут разыскивать потенциальные посетители. Например, поищите ее по ключевым словам в разных поисковых системах, через список разделов на своем сервере.

В последнем случае очень обидно, когда страничка имеется в наличии, но компьютер на ваш запрос отвечает что-то вроде: “Чао, бамбина, сорри!”. Понятно, что это какая-то недоработка веб-мастера, что машина и есть машина, она против вас ничего не имеет. Но воспринимается такое почему-то как личное оскорбление. Со всеми вытекающими...

Поисковая система делает выборку по ключевым словам, поэтому позаботьтесь, чтобы ключевые слова как можно точнее отражали суть вашей организации и давали краткую, но точную информацию. Чтобы сразу, с поисковой системы, можно было составить первое представление о вас и не тратить зря времени, если это – типичное “не то”.

Например, одно название журнала – “ЭКО” – не позволяет узнать, что это за журнал, какова его тематика (может быть и экономика, и экология), где издается, общероссийский или местный и еще возникает много вопросов. Все это хорошо бы отразить в описании.

Вместе с веб-мастером загляните в “изнанку” сайтов родственных фирм или конкурирующих с вами и посмотрите, какие у них выделены ключевые слова.

Поскольку у родственных организаций ключевые слова схожие, бывает, что ваше описание выдается в последних рядах, куда вряд ли кто доберется. Журнал “Мир ПК”, исследуя это явление, пишет, что иногда этот вопрос можно решить с веб-мастерами поисковых систем.

Анализировать информацию на своей электронной страничке на предмет изменения описания и ключевых слов надо регулярно: сейчас быстро меняется все, вплоть до телефонов, адресов и фамилий руководителей. Не говоря уж о направлениях деятельности.

Информацию дать “под руку”

Говорят, что по части конспирации и создания секретов нашей стране не было равных. И сейчас на электронных страничках шифруют самые необходимые сведения так, будто речь идет о новейших сверхсекретных вооружениях.

Примеры? Сколько угодно. О ребусах в поисковой системе я уже говорил. И каждый, кто пытался найти в Интернете нужную информацию, сталкивался с ними. В Интернете полно страничек, где вы можете обыскать все до последней ссылки вдоль и поперек и не найти самых элементарных сведений. Даже в каком это городе – и то невозможно узнать. Видимо, руководствуются логикой: нас и так все знают. Но знают, может быть, в масштабах города, а в Интернете ищут информацию посетители из разных городов и из зарубежья.

Полный почтовый и электронный адреса учреждения, телефоны руководителей должны быть “на самом видном месте”. Этот совет выглядит столь же азбучной истиной, как рекомендация
А. Гастева – идя к станку, не забудьте захватить инструмент. Но сплошь и рядом все это можно найти, только перелопатив груду второстепенных сведений и “прыгая” со ссылки на ссылку.

Хорошо, когда рядом приведены полностью ФИО обладателей указанных в сайтах телефонов, чтобы не перемещаться для этого на другие ссылки. Неплохо бы указывать и специальные телефоны для справок.

Самая важная и необходимая для всех категорий пользователей информация должна быть “под рукой” и четко выделена в названиях разделов и подразделов сайта. А второстепенные сведения можно поместить в ссылки второго порядка.

Для вузов, например, хотелось бы увидеть такую информацию. Полное название, город, если он в названии не указан, профиль обучения, если он опять же из названия не вытекает. Когда вуз создан, как назывался раньше, является ли он филиалом, какие имеет факультеты, специальности. Важны сведения о ректоре, проректорах, деканах факультетов. А вот подробную биографию ректора можно поместить в ссылку – кому нужно, тот заглянет.

На деле часто бывает наоборот. На первом плане – информация о том, чем занималась мама руководителя, а чем занимается возглавляемое им учреждение – вспотеешь, пока выяснишь.

Конечно, на вопрос о том, что главное, а что – нет, однозначного ответа быть не может. Главное – чтобы это разделение было не случайным, а осмысленным, вызванным желанием особо обратить внимание на ту или иную информацию.

Если непонятно, разбираться не будут

Когда в организации несколько однотипных подразделений, например, в вузе – факультетов, легче работать, если и информация о них представлена однотипно, по определенному плану. И уж совсем никуда не годится, если, скажем, на странице одного факультета – полная информация, а на другой – две цифры, и больше ничего. Видимо, это шифры специальностей, по которым обучают. А может, пароли каких-то явок?

Если организация объединяет несколько полностью или относительно самостоятельных подразделений, неплохо отдельно дать ее оргсхему с указанием их статуса.

Если в электронной страничке невозможно разобраться, трудно извлечь информацию – никто и не будет этого делать.

Тоже, кажется, азбучная истина, даже говорить об этом неловко. Но, бог мой, сколько страничек, в которых их создатели как будто специально старались все запутать и “замести следы”.

Вот вам пример. “Кликаешь” ссылку “Об организации” –
и льется, льется до бесконечности текст... на английском. Хочется все бросить, но вспоминается реплика из фильма: “Здесь вам не Англия! Здесь копать надо глубже!” И в конце концов упорство вознаграждено: в самом конце длинного иностранного текста дается ссылка на то, что есть и информация на русском, на другой ссылке. Но до нее вряд ли
кто доберется..

Конечно, если организация, фирма рассчитывает на зарубежных партнеров, без информации на иностранных языках не обойтись. Хорошо, когда в меню есть на равных правах “Russian” и “Englich”. Но если, начиная с главной странички, дана информация только на иностранном, притом в организациях, которые вряд ли могут рассчитывать на стопроцентный приток клиентов и партнеров из-за рубежа, то... на кого это все нацелено? И чего добивались создатели такого сайта?

Или еще шедевр из моей коллекции. Просмотрены все странички ссылок. Нигде никаких упоминаний о городе, адресе фирмы и т.п. Машинально веду мышку... и вдруг – о чудо – после примерно 30–40 пустых строк наконец-то
выплывает искомое!

Итак, требуется четкость и ясность. Логика в расположении главного и второстепенного. Если архитектура вашего сайта сложная, много разделов, включающих подразделы разного уровня, или, выражаясь профессиональным языком, есть ссылки второго, третьего и т. д. порядка, посетителям поможет разобраться карта сайта. Карта должна включать каждую страницу и указывать, в какой зависимости друг от друга они находятся.

Продумайте, удобно ли посетителю будет продвигаться по сайту. Приятно работать с тем сайтом, который вам понравился.

На краснокирпичной стене красные буквы

Сайт – лицо фирмы. И досадно, если нелепости, подобные описанным, наносят ему непоправимый урон.

Опечатки (на всех языках) не только создают ощущение небрежности, грамматические ошибки порождают проблемы с индексацией сайта поисковыми системами. Тем не менее сайт без опечаток – редкость.

Не прибавляет достоинства международной академии приведенная на ее электронной страничке фотография радостных сотрудников на фоне недостроенной кирпичной коробки с черными пустыми проемами. Как и длинный забор с колючей проволокой. Может быть, это делается, чтоб за границей сразу поняли: жизнь в нашей России – не сахар и не мед?

Раздражают и отвлекают внимание дизайнерские навороты. Если на кирпичного цвета фоне – буквы розовые и красные, извивается то, что должно быть прямым (линия, отделяющая один раздел от другого), трехцветный российский флаг подмигивает всеми цветами, то глаза разбегаются и воспринимать информацию очень трудно.

Если самые важные сведения (например, адрес, телефон, названия разделов сайта) даны в виде рисунка, особенно с имитацией готического или древнерусского шрифта, то это трудно прочесть, особенно если нет монитора с хорошим разрешением. Трудно и распечатать на принтере.

А обилие графики на заглавной страничке приводит к тому, что страничка очень долго открывается – минут десять–пятнадцать.

Скажете, все это мелочи, вопросы формы, а не содержания? Но посетители Интернета – это в основном деловые люди и молодежь, они долго ждать не любят.

Бутылки в море вечности

Итак, мои личные (и только личные) впечатления таковы: не больше 10–15% сайтов построены продуманно, с ними приятно работать, они регулярно обновляются, и веб-мастера сообщают о том, когда было последнее обновление. Приятно, когда о тебе думают и заботятся, чтобы ты обошел весь сайт, “не замочив ног”.

Остальное – электронные “дети” нашего века, которые не нужны даже своим “родителям”, не говоря уж о посторонних.

В Интернете полно заброшенных сайтов-однодневок. Многие сайты представляют “вещь в себе” – они не включены в поисковые системы. Многие годами не обновляются. А иногда организации создают новые странички, не“уничтожая” (естественно, с указанием нового адреса) старые. В результате поисковая система, естественно, выдает сайт по старому адресу, и создается впечатление, что организация давно прекратила свое существование.

Напрашивается аналогия с пустой пластиковой бутылкой, которую бросили в море. Никому не нужная, будет она плавать до скончания века, загромождая пространство.

Почему же это происходит?

Ответы были примерно такие. “Когда-то все этим увлеклись, ну и мы сделали... Сначала загорелись, а потом остыли... Поручили одному человеку, а у него руки не доходят... Было финансирование, а теперь не стало...”

Между тем создание электронных страничек в Интернете, представляющих миру фирму, организацию, – дело очень перспективное. Те фирмы, которые это поняли, уделяют их созданию и обновлению много внимания. И результаты отличные. “Адреса передового опыта” нетрудно найти в Интернете – это различные рейтинги, списки типа “100 наиболее посещаемых сайтов” и т. д.

Уже сейчас в России, по разным оценкам, от двух до семи миллионов пользователей Интернета, без него не представляет себе жизни наиболее молодая, активная и образованная часть населения. Мировой опыт показывает, что число пользующихся Интернетом, тех, для кого это – основной способ получения информации, ведения бизнеса, покупок, получения услуг, увеличивается очень быстро. Считается, что и Россия скоро перешагнет порог – 10 млн пользователей, т.е. 10% всего экономически активного населения.

И, если, прочитав эти заметки, руководители задумаются о том, как бы не оказаться “сброшенными с корабля
современности”, буду считать, что внес свою лепту в полезное дело.

Рассерженный посетитель некоторых сайтов в Интернете

Иван Мышкин

Содержание

|Главная|Все о журнале|Свежий номер|Новости|Подписка|Топ-Менеджеру|Архив|Наши проекты|
|Деловой ЭКО-Клуб|Гостевая книга|Форум|У Экоши|