№5 2008 г. | архив |
под рубрикой ИННОВАЦИИ
Технопарк в сфере высоких технологий
В четырех картинах с прологом и эпилогом
Материал подготовила корреспондент «ЭКО» Е. Ю. ЕЛИЗАРОВА, Новосибирск E-mail: eco@ieie.nsc.ru
Пролог
Перед Россией не первый год ставится одна и та же благая цель: «обеспечение ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики и превращение их в одну из основных движущих сил экономического роста страны». Три года назад адекватным средством достижения данной цели считалось создание особых экономических зон – промышленно-производственных и технико-внедренческих. Была разработана детальная концепция (например, документ с точностью до рублей определял уровень будущей зарплаты работающих в зонах инноваторов), в конце концов приняли и соответствующий закон («ЭКО» не оставил тему без внимания, опубликовав весьма скептическую точку зрения в материале под названием «Наступит ли первое марта?»[*]). Говорят, с тех пор кое-что кое-где даже сдвинулось с мертвой точки, но вышеупомянутая стратегическая цель так и осталась «непораженной».
Новосибирский научный центр, Академгородок, в число «кое-где» (то есть особых экономических зон) не попал – образно говоря, то самое «первое марта» в 2005 г. для него так и не наступило. Зато в 2006-м для столицы Сибири, как и еще для шести российских территорий, наступило судьбоносное 10 марта – именно этим днем датировано Распоряжение правительства № 328-р, одобрившее государственную программу «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий».
За прошедшие с того дня два года о проекте новосибирского технопарка сказано и написано предостаточно, а вот ясности о его настоящем и будущем как не было, так и нет. Тем не менее инновационные компании уже получили расценки по аренде площадей в здании, под которое только что вырыли котлован… Хотелось бы все же понять, что на самом деле происходит с технопарками. Да и происходит ли?
Разобраться корреспонденту «ЭКО» помогли исполнительный директор ОАО «Технопарк новосибирского Академгородка»
И. В. Сорокин и директор Ассоциации малых наукоемких предприятий «СибАкадемИнновация» А. Н. Ремённый, но их взгляды на обсуждаемые проблемы далеко не во всем совпадали, вплоть до самой концепции технопарка.
Итак, начнем, что называется, с самого начала…
Картина I. Кость на драку
Из разговора с А. Н. Ремённым, директором Ассоциации малых наукоемких предприятий «СибАкадемИнновация»
(E-mail: info@sibai.ru)
Ознакомившись с вышеупомянутым правительственным распоряжением по поводу создания в России технопарков в сфере высоких технологий, читатель, безусловно, увидел бы там мало оснований для конкретных действий. Кроме собственно одобрения программы создания, по существу о технопарках там сказано немногое:
• что будет таких технопарков семь, их «в 2006–2010 гг. планируется создавать на территориях Московской, Новосибирской, Нижегородской, Калужской, Тюменской областей и г. Санкт-Петербурга»;
• что «решение об оказании государственной поддержки в каждом конкретном случае принимается на основании акта правительства РФ, которым устанавливаются условия использования бюджетных средств» (к этому пункту мы еще вернемся).
Трехстраничный цитируемый документ вообще немногословен, но туманен – даже само понятие «высокие технологии» он не объясняет. Зато подробно описывает назначение координирующего органа технопарка, «в состав которого входят представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, отраслевых ассоциаций, научных и образовательных учреждений, а также представители инвесторов технопарков». Создается координирующий орган «совместным решением Министерства информационных технологий РФ и администрации субъекта РФ».
Согласитесь, фунционирование объекта со столь сложной и смутной анатомией одного только координирующего органа трудно представить без наличия огромной сверхволи к тому, чтобы он (объект) все-таки зафункционировал.
На «территории Новосибирской области» таковая нашлась: в отсутствие внятной государственной концепции, по инициативе СО РАН, областной и городской администраций на вполне грамотной юридической основе была создана некоммерческая организация – фонд «Технопарк новосибирского Академгородка». На том бы все для этой «безотцовщины» и закончилось, если бы не личное вмешательство В. В. Путина (интересно, какой вопрос у нас решается без президента?). Дело было так…
По мировым меркам, два года – срок большой: в Китае или Корее за это время возводят огромные центры с небоскребами, а у нас в технопарке еще конь не валялся – яму не начали рыть под инженерные коммуникации. (А что до особых экономических зон, так и там дела не дальше продвинулись. Хотя, скажем, в Китае, послужившем, так сказать, прообразом или примером, их уже и не создают – они свое дело сделали: производства организованы, инвесторы привлечены, люди на новых рабочих местах работают. Льготы отменены, и от получивших импульс экономического развития районов в бюджет государства пошли немалые средства.)
Возможно, так происходит потому, что у них с самого начала знают, кому отвечать за реализацию проекта, а у нас сначала идет борьба между министерствами. Что касается нашего случая, то по прошествии времени договорились о следующем: особые экономические зоны курирует Министерство экономического развития и торговли РФ (МЭРТ), а технопарки – Министерство информационных технологий и связи РФ.
Выполняя возложенную на него функцию, Мининформсвязи РФ затребовало технико-экономическое обоснование на строительство технопарка. Администрация Новосибирской области (реализуя свое право строить технопарк с привлечением средств федерального бюджета, данное ей все тем же распоряжением правительства от 10.03.2006) без промедлений подготовила документацию, где указала, что область готова внести половину от расчетно необходимой суммы – 1,5–2 млрд руб. – на проектирование и прокладку инженерных коммуникаций. Министерство пообещало дать столько же. Собственно говоря, строительство инженерной инфраструктуры и есть прямая задача государства, после решения которой можно уже говорить о привлечении на данную территорию главного инвестора – частной девелоперской фирмы, которая и будет возводить объекты недвижимости технопарка.
Областная власть, выполняя свою часть обязательств, стала вкладывать средства в разработку концепции, проектирование технопарка и создание административной его структуры. И почти два года ждать от государства обещанного финансового участия. Многократные попытки узнать в высоких московских кабинетах, когда же пойдут федеральные деньги, ни к чему не приводили. Пока председатель президиума СО РАН Н. Л. Добрецов не обратился напрямую к президенту России – такая возможность представилась академику 30.11.2007 во время заседания Госсовета по науке…
В результате на заседании правительства, состоявшемся 22.12.2007, были подписаны необходимые документы для осуществления субсидирования строительства технопарка. После утверждения плана-графика препон к его бюджетному исполнению, вроде бы, не осталось…
Вторым шагом, который за два года удалось сделать на тернистом пути к цели, стало получение разрешения на строительство. Дело в том, что земля, на которой располагается Академгородок, является федеральной собственностью, и Академии наук принадлежит право постоянного (бессрочного) пользования. Ни один законопослушный инвестор не приступит к строительству в таких условиях, а существующее законодательство не предусматривает решения вопроса о переводе права собственности на региональный уровень.
Чиновники из «курирующего» министерства также не пожелали брать на себя ответственность. Соответствующего постановления на правительственном уровне пришлось бы дожидаться бог знает сколько еще, если бы не помог случай: в Новосибирск приехал президент Путин, чтобы провести официальную встречу с президентом Назарбаевым.
Выбор Новосибирска местом встречи предопределил многое: губернатору удалось пробиться к Владимиру Владимировичу «с прошением». Через неделю «земельный вопрос» решили – технопарк стал арендатором выделенных участков. В начале октября 2007 г. на земельные участки под строительство объектов технопарка заключены договоры аренды между Российской Федерацией (в лице МТУ Росимущества по РАН) и СО РАН и субаренды между СО РАН и ОАО «Технопарк новосибирского Академгородка».
А что же Мининформсвязи? Сразу после того, как фонд «Технопарк новосибирского Академгородка» зарегистрировали, приехали его представители с непонятными полномочиями и должностями. Они заключили, что форма «фонд» неправильна и нехороша, так как, по мнению министерских юристов, не позволяет «отразить» участие министерства. А посему необходимо фонд переделать в акционерное общество. Деваться было некуда – летом 2007 г. ОАО организовали, выпустили акции, 100%-м держателем которых пока является фонд (пока – потому что какой-то пакет акций будет уступлен Мининформсвязи).
Хотя, как всякое акционерное общество, ОАО «Технопарк новосибирского Академгородка» может действовать на основании устава и руководствоваться решениями собраний акционеров согласно существующему закону, в министерстве посчитали, что без координационного совета никак нельзя. Взаимодействие же ОАО и фонда с будущим наблюдательным органом составляет новый юридический казус, требующий основательной проработки. Видимо, именно этим в Мининформсвязи и занимались – разрабатывали положение о полномочиях и задачах координационного совета.
Итак, первые шаги технопарка «в ногу» с государством продемонстрировали, как это медленно получается: почти два года ушло на то, чтобы решить всего два вопроса (и только после непосредственного вмешательства президента!) – утвердить график финансирования и подписать соглашение об аренде земли. Говорят, правда, что тише едешь – дальше будешь. Только вот от чего? В относящемся к созданию технопарков распоряжении правительства цель вроде бы обозначена – в последнем пункте документа написано: «Стоимость совокупного объема произведенных в результате деятельности технопарков в сфере высоких технологий продукции и оказанных услуг может превысить 100 млрд рублей».
Что ж, наверное, может, но только в том случае, если эти самые технопарки все-таки появятся на свет божий, преодолев суровую виртуальность чиновничьих решений.
Когда нет четко сформулированных целей, сроков исполнения и ответственных за исполнение, нет сетевых графиков проекта – а в государственной Программе по созданию технопарков ничего этого нет, что еще остается? Трудно отделаться от впечатления, что государство просто бросило регионам кость: вам дано право на государственную поддержку, если сможете им воспользоваться, что ж – стройте себе на здоровье, коли так хочется.
В Новосибирске, похоже, очень хотелось, раз изобрели столь действенный способ: все делать самим, включая и теоретические обоснования проекта, и программу строительства технопарка на территории области.
Инициаторы проекта также достаточно долго не могли прийти к соглашению относительно условий своего участия в проекте, поскольку изначально отсутствовало главное – проектный подход к составлению проекта технопарка. Поэтому только 31 января 2008 г. между администрацией Новосибирской области, мэрией Новосибирска, Сибирским отделением РАН, ОАО «Технопарк новосибирского Академгородка» и группой компаний «РосЕвроДевелопмент» подписано рамочное «Соглашение о принципах и порядке управления Проектом создания Технопарка в новосибирском Академгородке». Данное соглашение учитывает вступившие в силу изменения в Земельном кодексе РФ, в Градостроительном кодексе РФ, а также изменения в концепции реализации инвестиционного проекта. Сейчас в стадии разработки и согласования находится инвестиционный контракт, который будет заключен между ОАО «Технопарк новосибирского Академгородка», мэрией Новосибирска и группой компаний стратегического инвестора «РосЕвроДевелопмент». Инвестиционный контракт регламентирует порядок финансирования и сроки строительства объектов технопарка.
Картина II. Краткие методологические основы
Из отчета о научно-исследовательской работе «Основные условия реализации проекта и потенциальные потребители услуг технопарка», научный руководитель А.В. Старков
Мини-глоссарий
Государственно-частное партнерство (ГЧП) – это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых инвестиционных проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) до обеспечения общественных услуг. На основе ГЧП могут реализовываться проекты разного масштаба – международные, национальные, региональные и локальные. Как правило, такие альянсы создаются на срок реализации конкретных проектов.
ГЧП может осуществляться в форме краткосрочных контрактов; передачи государством в аренду (лизинг) частному сектору зданий, сооружений, производственного оборудования; соглашений о разделе продукции; создания государственно-частных предприятий путем акционирования государственного предприятия или создания совместных предприятий; концессии, предполагающей предоставление концедентом (государством) концессионеру (частному юридическому или физическому лицу) прав пользования государственной собственностью по договору, за плату и на возвратной основе, а также прав на осуществление видов деятельности, которые составляют исключительную монополию государства.
Девелопер – юридическое или физическое лицо, инициирующее и обеспечивающее реализацию наилучшего из возможных вариантов развития недвижимости, включая организацию финансирования инвестиционного проекта.
Инициаторы проекта технопарка – юридические лица (органы государственного управления и местного самоуправления, образовательные, исследовательские и другие некоммерческие организации), заинтересованные в инновационном развитии территорий и ускорении коммерциализации инноваций.
Инновационное предприятие – предприятие, созданное для реализации инновационного процесса. Предполагается, что данное предприятие выполнит основные этапы разработки новых товаров, осуществит их выпуск (производство) и продвижение на рынки. Оно обеспечивает использование результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок для организации промышленного (серийного, крупнотоннажного) производства новых продуктов или комплектов технологического оборудования (для реализации новых технологий). Инновационное предприятие создается, как правило, на тех этапах инновационного процесса, когда у инноватора – разработчика полезной и подлежащей коммерциализации идеи – не хватает собственных средств и иных возможностей для продолжения данного процесса.
Резидент технопарка – индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположен технопарк, и заключившие с органами управления технопарка соглашение о ведении инновационной деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных утвержденными правилами.
Технопарк. В регионах с развитым научно-техническим потенциалом одна из ключевых проблем – это отсутствие эффективной системы связей и кооперации между субъектами инновационной экономики, в качестве которых выступают НИИ и университеты, инновационные фирмы, промышленные кластеры, муниципалитет и региональная власть, финансовые организации, собственники (арендодатели) недвижимости, а также сервисные компании. Одной из организационных форм, которая позволяет комплексно решить эту проблему, и является технопарк.
Основные участники
Инициаторами создания технопарка обычно выступают юридические лица – различные некоммерческие организации (высшие учебные заведения, государственные научно-исследовательские организации и др.), органы государственного управления разных уровней (федерального, регионального) и местного самоуправления (мэрии, районные администрации).
Их интересы, реализуемые путем создания технопарка, заключаются в получении возможностей инновационного развития определенной территории, использовании научно-исследовательского и технологического потенциала групп (или отдельных) организаций и предприятий, повышении уровня занятости населения и увеличения его доходов и достижении других общественно значимых целей.
Инициаторы создания технопарка, как правило, не преследуют коммерческих целей (получения прибыли, роста капитализации). Поэтому их участие в технопарке ограничивается вложениями в капиталоемкую инфраструктуру, услуги которой часто имеют нулевую рентабельность или даже требуют дотаций при использовании. Это услуги инженерных сетей, разовое или эпизодическое предоставление в аренду уникального оборудования и т. п.
В рамках государственно-частного партнерства инициаторы участвуют в создании и обеспечении условий функционирования технопарка, но непосредственно не определяют значительную часть спектра предоставляемых им услуг. Эту функцию выполняет девелоперская фирма – стратегический инвестор технопарка.
Экономические интересы девелоперской фирмы, заключающиеся в получении доходов от созданных при ее участии объектов недвижимости, приводят к участию фирмы в технопарке как к наиболее доходному направлению вложений.
При работе в рамках традиционного девелопмента эта фирма организует процесс строительства объектов недвижимости. Начальная стоимость последних определяет величину доходов девелоперской фирмы при их продаже или сдаче в аренду. В случае предоставления помещений (или целых зданий) в аренду уровень доходов может быть повышен за счет роста стоимости объектов недвижимости. Девелоперская фирма может обеспечить такой рост, предоставляя в аренду не просто помещения, а дополняя эту услугу комплексом сервисных услуг, то есть сформировать бизнес-центр.
Еще более привлекательны для арендаторов объекты недвижимости, которые наряду с предоставлением определенных сервисных услуг позволяют им развивать бизнес. Эти дополнительные возможности повышают стоимость объектов недвижимости и, соответственно, арендную плату.
Поскольку именно технопарк реализует концепцию развития своих резидентов – арендаторов, возможности получения более высоких доходов побуждают девелоперскую фирму к участию в создании и функционировании технопарка. При этом стоимость бизнеса девелоперской фирмы определяется не только доходом от сбора арендной платы – она зависит и от объема потенциального спроса на офисные и лабораторно-производственные помещения со стороны развивающихся инновационных предприятий и обслуживающих их сервисных фирм.
Основные участники технопарка (инициаторы и стратегический инвестор – девелоперская фирма) при создании технопарка предполагают, что он будет предоставлять следующие услуги:
– сдача в аренду помещений (зданий) и оборудования,
– сервисные услуги для резидентов-арендаторов,
– разработка и реализация программ развития инновационных предприятий.
Инновационные предприятия, особенно на первых этапах своего развития, нуждаются в услугах, более дешевых, чем на открытом рынке, и стабильных условиях в период реализации своих программ развития. Эти особенности принимаются в расчет при первичном отборе услуг, которые мог бы предоставлять технопарк своим клиентам.
Материальные и сервисные услуги
Возможности технопарка определяются его организационно-экономической формой, величиной, структурой и зафиксированными в его уставе направлениями использования сформированного имущественного комплекса.
Одним из результатов деятельности технопарка является освобождение арендаторов, в первую очередь инновационных предприятий, от непрофильных видов деятельности.
Предоставляемые технопарком услуги подразделяются на систематические, оказываемые постоянно или с заранее известной периодичностью, и несистематические, удовлетворяющие разовые, эпизодические, неупорядоченные во времени потребности.
В своей деятельности технопарк использует для этих групп разные подходы и методы, обеспечивающие доступность и высокое качество услуг, а также получение услуг по более низким по сравнению с альтернативными поставщиками ценам.
Доступность систематических услуг может обеспечиваться за счет размещения на площадях технопарка сервисных фирм, оказывающих соответствующие услуги. Технопарк может предоставлять услуги по формированию и реализации програм двух видов – инкубирования и развития отдельных инновационных предприятий.
Основная цель программы инкубирования – ускорение прохождения инновационными предприятиями первоначальных этапов своего развития. А программы развития инновационных предприятий предполагают содействие ускоренному росту их бизнеса и повышению инвестиционной привлекательности (высокий уровень доходности, быстрый рост капитализации). Технопарк принимает участие в формировании и реализации программ развития инновационных предприятий в роли активного посредника, предоставляя инвесторам и предприятиям различные услуги.
Инвесторам он оказывает услуги поиска и отбора коммерциализируемых полезных идей, привлечения партнеров и организации разработки бизнес-планов и программ развития инновационных предприятий, профессионального управляющего инвестициями, включая контроль целевого использования средств, а также выявление и устранение отклонений от запланированного графика программных мероприятий. В качестве инвестора проекта могут выступать государство, корпорации, венчурные фонды и пр. (технопарк, бизнес-ангелы и т.д.).
Инновационным предприятиям-резидентам технопарк оказывает услуги, способствующие созданию условий для быстрого (ускоренного) роста бизнеса этих предприятий, успешного их развития, включая услуги специалистов и подразделений технопарка, а также услуги по поиску и привлечению партнеров для реализации конкретных этапов программы.
При этом часть предоставляемых инновационным предприятиям услуг может оплачиваться инвесторами, особенно когда речь идет о программах инкубирования инновационных предприятий. В этой схеме взаимодействия участников разработки и реализации программы «заказчиком» и плательщиком за предоставленные услуги выступает инвестор (чаще всего – государство), а конечным потребителем услуги технопарка – малое инновационное предприятие. По особенностям деятельности и значению для технопарка все предприятия инновационного профиля – потенциальные резиденты технопарка могут быть объединены в три группы:
– представительства «якорных», крупных предприятий, осуществляющие разработку инновационной продукции;
– малые и средние инновационные предприятия, осуществляющие разработку новой продукции и технологий и малосерийное ее производство;
– малые инновационные фирмы на стадии инкубации. Основная цель, которую реализует технопарк при создании в нем представительств «якорных» фирм, – увеличение объемов предоставляемых им услуг за счет привлечения инновационных предприятий, для которых эти крупные фирмы могут стать заказчиком разработок новой продукции и технологий. «Якорные» фирмы – представители определенных ниш рынков новой продукции (технологий) в технопарке, приближают эти рынки к инновационным предприятиям, а также обеспечивают определенную устойчивость в рыночной деятельности инновационных предприятий – резидентов технопарка. Если «якорная» корпорация заинтересуется какой-то разработкой, она может сразу ускорить процесс ее коммерциализации и упростить поиск поставщиков материалов и комплектующих.
В отличие от финансовых венчурных инвесторов, производственные корпорации готовы брать на себя технологический риск, инвестируя в исследования и разработки начинающих фирм (старт-апов) (за это они получают право использовать интеллектуальную собственность). Венчурные подразделения корпораций распоряжаются деньгами из бюджета на НИОКР и поэтому готовы финансировать новые технологии уже на ранних стадиях разработки, чего не может и не хочет делать финансовый венчурный капитал.
Кроме того, «якорные» фирмы служат своеобразным катализатором, способствуя концентрации в технопарке инновационных предприятий, соответствующих по специализации «якорной» фирме. В технопарке создаются предпосылки для формирования соответствующего инновационного кластера.
Центры коллективного пользования
При значительном количестве инновационных предприятий, принадлежащих к одному научно-технологическому кластеру, возможно создание специализированных центров коллективного пользования.
Так, для предприятий, специализирующихся на разработке новых приборов, и предприятий других специализаций, нуждающихся в деталях, узлах и комплектующих изделиях, в составе технопарка должен быть создан опытно-экспериментальный центр по механической обработке металлов и неметаллических материалов (стекла, пластмасс и др.). Основная продукция центра – комплектующие, узлы, а также готовые приборы и научное оборудование, включая уникальные научные установки.
Этот центр должен быть укомплектован современным высокоточным и производительным производственным оборудованием, позволяющим макетировать и выпускать опытные партии и малые серии наукоемкой продукции в соответствии с принятыми в международной практике стандартами.
По своей структуре центр представляет собой размещенный на одной территории комплекс производственных участков и лабораторий, предназначенных для выполнения следующих основных технологических операций:
– механическая обработка (металлообработка, обработка деталей из других материалов): фрезеровка, токарная и слесарная обработка, сварка, зубонарезные технологии, шлифовка;
– термическая обработка материалов: закалка/отпуск черных и цветных металлов, упрочнение поверхностей
(цементация, азотирование и пр.), термическая обработка магнитных материалов;
– заготовительное производство: водяная абразивная резка, лазерная резка, механическая резка (пила Геллера, ленточная пила), прессовое гнутьё (гидравлические прессы с оснасткой);
– литье пластмасс для мелкосерийного производства: литьё реактопластов и термопластов, изготовление 3D макетов изделий.
Для поддержки предприятий, занимающихся лазерными и оптоволоконными технологиями, в составе технопарка может быть создан специальный центр коммерциализации технологий данных направлений. Основной задачей центра является создание технологической базы для тестирования и производства:
– современных перестраиваемых лазеров и лазерных систем на их основе для применений в передовых научных исследованиях (нанотехнологии, информационно-телекоммуникационные системы) и для новых прорывных лазерно-технологических направлений (атомная литография, фемтосекундная лазерная микро- и нанообработка, высокочувствительные наносенсоры);
– передовых волоконно-оптических компонент и систем для применения в линиях высокоскоростной оптической связи и информационно-измерительных (сенсорных) систем для промышленности.
Наиболее массовые резиденты технопарка
В настоящее время на территориях Академгородка и Новосибирска действуют более 400 малых и средних предприятий, относящихся к научно-технической сфере и образующих «внедренческий пояс» Новосибирского научного центра. Основными направлениями специализации существующих инновационных предприятий являются:
– в сфере информационных технологий: геоинформационные системы, технологии виртуальной реальности и тренажеры, программные комплексы управления предприятиями, специализированные программные пакеты для научных расчетов, производство телекоммуникационного оборудования, разработка прикладного программного обеспечения для параллельных вычислений, комплексная автоматизация предприятий и технологических процессов, биоинформатика;
– в биотехнологии: разработка и производство средств диагностики заболеваний (тест-систем), продукты для молекулярно-биологических и генетических исследований, фармацевтические препараты, биологически-активные добавки, препараты для ветеринарии, биочипы;
– в приборостроении: аналитическое приборостроение (жидкостная, газовая хроматография, спектрометрия, инфракрасная микроскопия), приборы для исследования свойств материалов, приборы для автоматизации и контроля (автоматизация технологических процессов, газоанализаторы, экологический контроль), приборы и оборудование для биотехнологий (амплификаторы, ДНК-синтезаторы, секвенаторы, биореакторы, цитометры, биочипы), разработка и производство оборудования для гидроакустических и радиолокационных систем;
– в силовой электронике: системы преобразования электрической энергии, промышленные электроприводы, автомобильная электроника, оборудование систем тиристорного самовозбуждения мощных турбо- и гидрогенераторов, новые технологии изготовления полупроводникового кремния, приборы для ЖКХ;
– в лазерных и оптоволоконных технологиях: фемтосекундные лазеры, волоконные лазеры и сенсоры, дифракционная оптика, лазерная спектроскопия, промышленные лазерные комплексы, лазерная техника для медицины;
– в сфере разработки новых материалов: искусственные кристаллы (ювелирные, для оптоэлектроники, кристалл-детекторы), катализаторы, наноматериалы, материалы для строительства;
– в сфере разработки новых промышленных технологий и опытно-промышленных установок: технологии добычи, переработки и обогащения угля, нефти и других полезных ископаемых, рентгеновские установки, технологии фильтрации, машиностроение (мощные вентиляторные установки, гидравлика, горное оборудование), разработки в области силовой электроники, технологии утилизации опасных отходов.
В целом специализация инновационных предприятий соответствует тематике исследований, ведущихся в Новосибирском научном центре.
В Академгородке и Новосибирске существует широкий спектр развивающихся опережающими темпами и перспективных с точки зрения коммерциализации направлений НИОКР. Это создает хорошие предпосылки для появления инициатив по коммерциализации полезных идей, начальные этапы которой могут осуществляться в инкубаторе технопарка.
В рамках технопарка рассмотренные виды инновационных предприятий получают системную поддержку своего развития за счет:
– строительства объектов технопарка и сопутствующей социальной инфраструктуры, что должно снять в среднесрочной перспективе проблемы дефицита профильных площадей и доступного жилья на территории Академгородка;
– использования развитой образовательной инфраструктуры Новосибирска, что позволит осуществить программы раннего вовлечения студентов технических вузов в инновационную деятельность и сконцентрировать высокотехнологичный потенциал под брендом технопарка;
– взаимодействия компаний в рамках технопарка, что позволит усилить те направления, где уже достигнуты устойчивые результаты и освоены рыночные ниши, и будет способствовать переходу высокотехнологичного производства на более высокий качественный уровень.
Картина III. Видение технопарка изнутри технопарка
Из разговора с И. В. Сорокиным, исполнительным директором ОАО «Технопарк новосибирского Академгородка»
(Е-mail: sorokin@int-park.com)
Модель инновационной экономики – это следствие положительных изменений в хозяйстве страны и, образно говоря, плод осознания того факта, что будущее страны не связано с одной только продажей природных ресурсов. Один министр – Г. О. Греф видел реализацию модели через особые экономические зоны, другой министр – А. А. Фурсенко – через устройство технопарков.
И особые экономические зоны, и технопарки – порождения своего времени. Если изначально под технопарком понимали IT-технопарк, то на сегодня идея имеет более широкое толкование – все семь проектов, реализуемых в рамках соответствующей госпрограммы, являются технопарками широкого профиля.
Отличительная особенность новосибирского проекта в том, что здесь поставили вопрос: «А, собственно, что же такое технопарк и зачем он нужен?»
Если очень коротко, то «местный» ответ на вопрос звучит так: технопарк – это не просто комплекс зданий и оказываемых в них услуг, но (и это, быть может, самое важное!) еще и реальное создание условий для развития инновационного бизнеса. Подобная комплексность проекта технопарка означает, во-первых, что в рамках проекта должны строиться детские сады, жилье, доступное (благодаря достойной зарплате и механизму ипотеки) молодым ученым и аспирантам – небольшие квартиры-студии площадью около 30 м2, школа, поликлиника, торгово-развлекательный комплекс, приличная гостиница, конгресс-центр. Иными словами, нужна современная инфраструктура, которая позволит людям, причастным к инновационному бизнесу, не чувствовать себя ущербными на родине и не помышлять об отъезде в другие страны.
Во-вторых, специальные здания. Сибирское отделение Российской академии наук является монопольным собственником всех административных зданий, где могут арендовать помещения инновационные компании. Условия аренды каждый год меняются, в результате компании уезжают: кто в Новосибирск, кто в Москву, кто за рубеж. А какие-то по этой причине вообще не создаются…
Чтобы такого не случалось, у инноваторов должен быть свой дом. Будущее здание технопарка сможет похвастаться подземным паркингом, охраной, комплексом телекоммуникационных услуг, словом, всем тем, что имеется в ведущих бизнес-центрах мира.
К этому, безусловно, необходимо добавить набор специализированных услуг – тех услуг, что позволяют говорить о технопарке как об инструменте для развития инновационного бизнеса в целом. Например, услуги патентного брокера, который будет заниматься вопросами защиты интеллектуальной собственности, выдачей патентов на изобретения и разработки, а также консультационной и образовательной деятельностью. Будет и таможенный брокер, в чьи функции входит содействие в экспортно-импортных операциях, необходимых инновационным предприятиям технопарка.
Далее идет Центр коллективного пользования. И здесь разработан также не совсем стандартный подход, что не в последнюю очередь обусловлено той самой комплексностью проекта (очевидно, что создать узкоспециализированный центр коллективного пользования проблемы не составляет).
Центр предполагается укомплектовать станками и другим оборудованием с учетом требований инновационных компаний. Технопарк закупит все необходимое и будет предоставлять некие услуги на коммерческой основе. Следует подчеркнуть, что стоимость услуг окажется заведомо ниже, чем вне технопарка, так как последний в данной части проекта не ставит перед собой цели заработать прибыль.
Задача центра коллективного пользования – достичь самоокупаемости, причем без учета стоимости приобретенного оборудования: плата за услуги должна лишь покрывать затраты на зарплату рабочих, арендную плату, коммунальные услуги.
В настоящее время составляется «реестр» приборов и оборудования, находящихся на балансах научно-исследовательских институтов Новосибирского научного центра; моделируются технологические цепочки и процессы, которые они могут «обслуживать». Для чего ведется такая «инвентаризация», понять нетрудно – чтобы при закупке оборудования для центра коллективного пользования свести к минимуму дублирование приборного парка, необходимого инновационным фирмам на этапе макетирования и создания опытных образцов.
Еще один важный блок услуг – это консалтинг. Людей необходимо обучать маркетингу, поиску партнеров, юридическим навыкам заключения контрактов, договоров с венчурными компаниями.
Технопарк будет посредником и в продвижении разработок на рынок, и в поиске потенциальных заказчиков наукоемкой продукции. На эту задачу будут работать выставки, семинары и прочие средства. Следует сказать, что российский рынок (в отличие, например, от рынка Финляндии) весьма емок, и даже если некая новая разработка недостаточно конкурентоспособна по мировым меркам, но пользуется спросом на внутреннем рынке как импортозамещающая, технопарк будет поддерживать ее разработку и внедрение.
К этому же блоку услуг отнесена разработка бизнес-планов и поиск венчурных инвесторов для компаний-резидентов технопарка. Такими инвесторами могут быть и государство (через различные программы), и частные компании – отечественные и зарубежные.
И, что, возможно, особенно важно, технопарк станет тем инструментом, с помощью которого в область можно будет привлекать государственный заказ – от федерального до муниципального, за счет участия в тендерах и конкурсах различных уровней.
Общение с представителями заводов, расположенных на территории города и области, показало большую заинтересованность промышленности в новейших технических разработках, с помощью которых ее продукция обретет современные стандарты и сможет выйти на мировые рынки.
На сегодня уже набран своеобразный банк заказов на разработку тех или иных продуктов или продукции, и одна из задач Новосибирского технопарка – способствовать размещению таких заказов на своей территории с тем, чтобы они не уходили в другие регионы и страны.
Хорошее понимание потребностей промышленности и владение информацией о возможностях местных инновационных компаний позволит обеспечить, во-первых, стабильную занятость инноваторов, во-вторых, сориентировать компании на разработку тех новшеств, которые сегодня необходимы заводам.
Можно задаться вопросом: а чем, в таком случае, само Сибирское отделение Академии наук не технопарк? В самом деле, в 50-х годах прошлого века возможности, которые появились с созданием Академгородка, в общих чертах соответствовали классическому понятию технопарка. Но с наступлением рыночных отношений понадобились и адекватные механизмы взаимодействий: в уставе Академии наук до сих пор существует множество ограничений и даже прямых запретов на занятие коммерческой деятельностью и учреждение отдельных предприятий. Как государственное учреждение Академия наук может внедрять или продавать осуществляемые в ее рамках изобретения и разработки только как собственность государства.
Сотрудник академического научно-исследовательского института не имеет практически никаких прав на свое детище – оно было задумано за государственное жалование, увидело свет на государственных площадях и с помощью технико-технологической базы, находящейся на балансе все того же государственного учреждения, и т. д. и т. п. Чтобы попытаться извлечь выгоду из плода собственных интеллектуальных усилий, ученому необходимо преодолеть практически непреодолимые препятствия. Или уехать в другую страну. То же касается не только отдельных творческих личностей, но и целых коллективов. И здесь технопарк – решение космоса проблем.
Несмотря на то, что приоритетными направлениями деятельности в Новосибирском технопарке являются информационные и биомедицинские технологии, определенные разделы приборостроения и силовая электроника, это в принципе не ограничивает инновационный бизнес в области других наукоемких специализаций. Все компании, что сегодня производят любую продукцию на основе высоких технологий или с ее частичным использованием, – потенциальные резиденты Новосибирского технопарка.
В настоящее время идут энергичные споры о размерах арендной платы и даже возможности приобретения площадей в собственность инновационных компаний. Следует подчеркнуть, что никаких ставок или тарифов не будет: все определит рынок, а вернее – спрос. Если некая стартовая цена квадратного метра окажется завышенной – арендаторы не придут, и цену снизят: ни один инвестор не допустит простоя площадей, от сдачи которых он предполагал получать прибыль.
С другой стороны, никаких льгот по аренде для компаний-арендаторов в технопарке не будет.
Теперь коротко о сегодняшнем положении с финансированием. Программа создания Новосибирского технопарка состоит из двух основных частей.
Часть I – строительство инженерной инфраструктуры для объектов технопарка. В этой части разработана «Программа строительства объектов инженерной инфраструктуры на 2006–2010 гг. Проект строительства технопарка в сфере высоких технологий, общественно-делового центра и жилого микрорайона на территории Новосибирской области». В рамках программы запланировано построить 37 объектов инженерной инфраструктуры (объекты водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и теплоснабжения). Стоимость реализации программы – 2834,38 млн руб. В 2007 г. из федерального бюджета на строительство объектов инженерной инфраструктуры технопарка выделено 342,25 млн руб., из консолидированного бюджета Новосибирской области – 323,095 млн руб. В федеральном бюджете на 2008 г. и на период до 2010 г. на строительство объектов инженерной инфраструктуры технопарка запланировано выделение 967,25 млн руб. В таком же объеме будет осуществляться финансирование из консолидированного бюджета Новосибирской области.
Часть II – строительство объектов недвижимости технопарка (330 тыс. м2). Финансирование строительства объектов недвижимости осуществляет группа компаний стратегического инвестора «РосЕвроДевелопмент». Суммарный объем инвестиций составит ориентировочно 12,0 млрд руб. ОАО «Технопарк новосибирского Академгородка» самостоятельно или с привлечением сторонних инвесторов будет осуществлять строительство административных зданий, лабораторий и производственных помещений, общей площадью ориентировочно – 40 тыс. м2 в зоне лабораторно-производственных модулей на двух земельных участках общей площадью 2,75 га и 3,55 га на пересечении ул. Инженерная и ул. Николаева. В частности, на этих площадях планируется возведение зданий для ассоциации наукоемких компаний «СибАкадемИнновация» и некоммерческого партнерства «СибАкадемСофт». На данный момент ведутся переговоры и обсуждаются условия инвестиционного контракта на строительство первой очереди объектов.
В 2008 г. планируется начать возведение первой очереди объектов технопарка, включая административные здания, лаборатории и производственные помещения, дома «эконом-класса», общежития гостиничного типа с квартирами типа «студия».
Что хотелось бы особо подчеркнуть – все участники проекта понимают, что изначальные планы будут изменяться в процессе работы, что в таком деле жестких схем придерживаться просто невозможно, иногда действовать придется по обстоятельствам. Но это не пугает, наоборот, есть вера в результат – иначе и браться не стоило.
Если описанные возможности так или иначе реализуются (как это запланировано к 2010 г.), инновационные компании, без сомнения, захотят ими воспользоваться. Образно говоря, когда будет мед, на него обязательно слетятся пчелы.
К пчелам теперь и перейдем. Как любил говорить один пушистый философ, никогда не знаешь, о чем они думают. Похоже, так случилось и на этот раз: концепция технопарка, которая видится самому технопарку, на взгляд инновационных компаний, не является экономически обоснованной.
Картина IV. Обоснование необоснованности видения технопарка изнутри технопарка
Из разговора с директором Ассоциации малых наукоемких предприятий «СибАкадемИнновация» А. Н. Ремённым
Компании, входящие в Ассоциацию малых наукоемких предприятий Новосибирского научного центра, в начале 2008 г. получили коммерческое предложение по аренде площадей в первом из будущих объектов недвижимости технопарка, а также макет самого здания (его возведение завершится через год).
Макет выглядит так: мегамол, типа того, что недавно построен в городе под IKEA. Ширина этого ангара – 48 м, высота потолка в середине – 7 м. По бокам в небольшом количестве находятся офисные пристройки. Ни на что другое, кроме как на производственные помещения, это крытое футбольное поле сгодиться не может.
Без НДС и расходов на услуги управляющей компании и коммунальные услуги, предлагаемая стартовая цена аренды 1 м2 там составляет 400 руб. в месяц. То есть фактически 600 руб., или 17 евро. (В Германии аренда несравнимо лучших помещений в технопарках обходится в 11 евро/м2.)
Согласно экспертной оценке инновационных компаний, нуждающихся в опытном производстве, максимальные расходы, на которые они могли пойти для его обретения, составляют 150–200 руб. за 1 м2. Таковы экономические возможности тех, кто сейчас снимает аналогичные помещения в Новосибирске и его окрестностях: при больших затратах на аренду производить свою продукцию им будет невыгодно.
В администрации технопарка говорят, что стоимость аренды будет зависеть от спроса – не найдется желающих, расценки снизятся. Тогда, теоретически, вся полезная площадь ангара могла бы заполниться, но на практике трудно представить, чем можно заниматься в едином огромном зале с высоченным потолком, даже если поставить там перегородки и провести к центральным отсекам искусственное освещение.
Замечания на сей счет были доведены до сведения администрации технопарка на этапе проектирования здания. Первый результат оказался таким: в центре сооружения проектировщики добавили потолочные плафоны, чтобы не нарушались общие нормы освещенности помещений. Затем возникла идея образовать в этом здании центр коллективного пользования. Идея, в общем, разумная. Компаниям, заинтересованным в оказании услуг, резидентам технопарка по изготовлению сложных узлов, предложено самим стать резидентами и разместиться в новом здании. Это дает возможность «натянуть» какие-нибудь государственные программы под закупку дорогостоящих станков и оборудования – «начинки» центра коллективного пользования. Есть вероятность, что областная администрация найдет возможность выделить средства под грант, с тем чтобы просчитать экономику такого коллективного центра.
Инновационные компании Академгородка получили предложение и самостоятельно строить помещения на выделенном для этих целей участке (и даже с коммуникациями, проложенными за государственный счет).
Если стороны придут к соглашению об условиях строительства (а здесь немало вопросов, которые еще предстоит решить), тогда компании, входящие в «СибАкадемИнновацию», обзаведутся собственным домом – технопарком внутри технопарка. Разумеется, им придется строить на свои, и лишних денег у малого бизнеса нет. Но в любом деле следует руководствоваться разумными экономическими критериями. В данном случае, при столь высокой стоимости аренды, очевидно, что целесообразнее вкладывать в строительство собственных площадей: несложный подсчет показывает, что по затратам в расчете на 1 м2 три года аренды эквивалентны для компании приобретению этого метра в собственность.
Нетрудно понять и причину высокой арендной платы – какой инвестор не заинтересован в быстрой окупаемости своих затрат! Поскольку стоимость подобного быстровозводимого здания-ангара очень низкая, то окупится его строительство при упомянутых арендных ценах в течение четырех-пяти лет. Для сравнения: в уже действующих мировых технопарках сроки окупаемости составляют 8–10 лет, что позволяет предлагать компаниям-арендаторам приемлемые для них цены.
Так что и рады бы сибирские инноваторы воспользоваться методом технопарка, да уж больно он дорог. Конечно, рынок внесет коррективы, а жизнь все расставит по своим местам. Но не лукавя говорить о полноценном рынке возможно, когда технопарков у нас будет хотя бы пять…
Эпилог
Что принесет знаковый 2010 г., с уверенностью сказать трудно. На самом же деле, дорогой читатель, есть немало оснований думать, что все будет хорошо. Инициаторы технопарка, при всех расхождениях во взглядах, все же стремятся к консенсусу и компромиссу. Хоть и имеют разногласия в частностях, в достижимость цели они верят и дело, насколько позволяет государство, вперед двигают. Общественно значимые плоды усилий, например, в виде новых систем канализации и водоснабжения, благодаря идее технопарка жители Новосибирского научного центра ощутят уже в будущем году.
Очень может быть, что и жилье строиться будет, и дороги.
Что касается состояния «сферы высоких технологий», то малые инновационные компании работают, высокотехнологичную продукцию выпускают, за рубеж продают и, так сказать, без отрыва от производства надеются обрести ресурс, который позволит им интенсивнее и быстрее развиваться.
В чудеса и помощь государства не слишком верят, больше надеясь на собственные силы. Если вспомнить «Золотого теленка», можно сказать, что от машины в подарок явно не отказываются, но «новому малопроводному шлангу» были бы рады больше. С технарями всегда так – уж очень они здравомыслящие.
Единственное, с чем пока плохо, так это с государственной заинтересованностью – как-то она все больше в словах проявляется, чем на деле.
[*] ЭКО. 2005. № 5.
|Топ-Менеджеру |Архив |У Экоши |
630090, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17
Тел./Факс (8-383)330-69-25, 330-69-35
eco@ieie.nsc.ru