№1 2009 г. | архив |
под рубрикой KРИЗИС В ЭКОНОМИКЕ
В статье обсуждаются основные угрозы, связанные с развертыванием кризиса в России. Особое внимание уделяется реальному сектору и государственной поддержке предприятий и отраслей.
Мировой финансовый кризис
В. В. КУЛЕШОВ, |
Спасет ли нас «подушка безопасности?»
Российская Федерация – часть мировой системы, поэтому нынешний кризис не мог не затронуть нашу страну. Сейчас уже определенно можно сказать, что Россия во власти кризиса. Но если провести аналогию с землетрясением, то мы находимся не в центре кризиса, а на его периферии.
Для минимизации последствий кризиса правительством реализуется ряд антикризисных мер. Опубликован официальный план действий по оздоровлению экономики, о подготовке которого премьер-министр В. В. Путин заявил ещё 31 октября. Это первый официальный документ Белого дома, в котором признается существование в России кризиса вне банковского сектора, и уже второй «пакет» мер реагирования правительства на ситуацию.
Процессы стабилизации упираются в государственную поддержку, для чего за четыре года высоких цен на нефть была создана так называемая «подушка безопасности» – резервы Центробанка РФ. Всего было накоплено около 600 млрд дол., и предполагалось, что благодаря резервам Россия останется «тихой гаванью», «островом стабильности».
Но при тех темпах, с которыми сокращаются международные резервы РФ, а в течение трех недель октября 2008 г. они еженедельно «худели» примерно на 15 млрд дол., или 3%, накопленные средства будут исчерпаны уже через полгода. С 8 августа – пикового значения – объем резервов упал уже на 81,8 млрд дол.[1], и сокращение продолжается. Конечно, хочется надеяться, что этого не произойдет, и, если кризисные процессы затянутся, будет принят пакет антикризисных мер, связанных с санацией и оздоровлением всей экономической системы. Задача-максимум правительства: в ближайшие пять месяцев (отсчет идет с ноября 2008 г.) поставить на ноги реальный и финансовый секторы экономики.
Благополучие на нефти не может быть вечным
Донор российского бюджета и резервных фондов – это мировые цены на нефть. От них зависит благополучие во всех сферах – и поддержка пенсионеров, и зарплата бюджетников, и кредиты. Поэтому обвальное падение цен на нефть – исходное звено всех наших проблем.
Очевидно, что 2008 г. станет последним годом, когда налоговые поступления за углеводороды формировали более половины бюджета страны. Бюджет России может быть профицитным только при цене на нефть не ниже 60 дол. за баррель. При цене 50 дол. за баррель дефицит российского бюджета наступит в 2010 г. При 30 дол. – уже в 2009 г. По оценкам, при цене нефти 70 дол. за баррель американская валюта будет стоить 33 руб., при 50 дол. – 38 руб., а при 30 дол. – 44–45 руб.
Если нефть будет стоить 70 дол. за баррель, жилье подешевеет на 20–30%, если цены будут снижаться и дальше, – то на 50–60%[2].
Биржевая цена на нефть формируется под влиянием двух факторов: физического объема потребления (фактор предложения нами не рассматривается) и спекулятивного (по утверждениям экспертов, при уровне цен осени 2008 г. этот фактор почти сошел на нет).
Физический объем потребления нефти привязывают к росту экономики Китая. В первом полугодии 2008 г. темп роста ВВП в КНР составил 10%, в третьем квартале – 9%, в четвертом, по прогнозу, будет 7,5%. По имеющимся оценкам, при темпах роста ВВП Китая 7–8% цена барреля нефти может упасть ниже 50 дол., что фактически и происходит.
«Газпром» уже прогнозирует падение доходов от продаж газа в Европе, если цена на нефть будет 50 дол. за баррель и ниже[3]. Вся надежда – на цены внутреннего рынка?
Но, по мнению председателя нефтегазового союза Ю. К. Шафраника, резкого снижения цен на нефть в ближайшие месяцы ждать не стоит. Более того, уже в марте–апреле 2009 г. ожидается повышение стоимости барреля нефти до 80 дол. В среднесрочной перспективе (к 2011–2012 гг.) цена нефти может вырасти до 120 дол.
Глава союза также считает, что сейчас государству надо выкупать активы стратегически важных компаний реального сектора, а не вкладывать средства в «спасение» фондового рынка, от которого зависит менее 1% населения[4].
Жизнь взаймы
Российские компании и банки заняли за рубежом 570 млрд дол. – это практически столько же денег, сколько Минфин «перекачал» из экономики в резервы (около 550 млрд дол. на 3 октября 2008 г.).
Наши выплаты по займам за период с 1 октября 2008 г. до 1 октября 2009 г. составят порядка 137 млрд дол.
В том числе:
– государство – 3,7 млрд дол.;
– банки – 59,3 млрд дол.;
– небанковский сектор – 78,0 млрд дол.
Куда же ушли эти немалые средства, ведь 500 млрд дол. – это практически половина нашего ВВП в 2007 г.? Выскажу свою точку зрения об эффективности использования заимствований.
Первое, что бросается в глаза: на деньги, занятые за границей, в последние пять лет мало что было построено. Вот факт: в Московской области не появилось ни одной дороги, а земля при этом вся раскуплена. Весь этот огромный поток внешних денег ушел в спекулятивное разогревание имеющихся в наличии активов[5].
Последствия жизни взаймы понятны. Свертываются инвестиционные программы, предприятия страдают от нехватки оборотных средств – нечем платить заработную плату, платить за купленные товары, торговля как основной кредитор начинает утопать в долгах, растут ставки по кредитам.
Еще одна серьезная проблема – депозиты населения. Пo данным Банка России, на начало 2008 г. общий объем вкладов населения в российских банках составлял 5,2 трлн руб. (24,4% к денежным доходам населения), на 1 сентября 2008 г. – 6 трлн pyб.[6] Прирост вкладов составлял около 100 млрд в месяц (цифры округленные).
С начала сентября 2008 г. общий отток средств населения из 50 крупнейших банков, входящих в перечень «Топ-50» России, составил 54 млрд руб., что равно 1,2% от объема депозитов в августе. Снижение депозитов во всех банках составило около 80 млрд руб., или 1,4%. В течение октября, по данным Агентства по страхованию вкладов, россияне забрали из банков около 400 млрд руб. Если бы в ноябре граждане РФ удвоили сумму банковских изъятий, то это означало бы, что страна вошла в опасную зону. Но, к счастью, этого не произошло: вкладчики забрали 346 млрд руб.[7]
Правительство предприняло ряд мер по поддержке банковской системы страны и защите интересов вкладчиков. В случае банкротства банка государство гарантирует, что вклады до 700 тыс. руб. будут возвращены. А это примерно 98% от числа всех вкладов. В то же время, по данным Агентства по страхованию вкладов, на оставшиеся вне страховки 2% от общего количества вкладов приходится примерно 40% от общей суммы всех средств, размещенных на депозитах российских банков. Или более 2 трлн руб.[8]
Для помощи банкам используются так называемые субординированные кредиты, которые даются банкам на срок до 10 лет. Это кредиты, привлеченные кредитной организацией на срок не менее 5 лет, которые не могут быть истребованы кредитором ранее окончания срока действия договора, если заемщик не нарушает его условия. Проценты по кредиту не могут превышать размера ставки рефинансирования ЦБ РФ и не меняются в течение срока договора. Обещанная президентом РФ сумма – до 950 млрд руб.
Ожидается, что с учетом мультипликации и возможности софинансирования собственниками банков эта мера может дать рост совокупного капитала банков в полтора раза, кредитных и инвестиционных возможностей – более чем вдвое[9].
Для покупки и оздоровления банков, попавших в сложную ситуацию в связи с финансовым кризисом, Центробанк РФ разместил 14 млрд дол. во Внешэкономбанке, чтобы тот мог использовать эти средства в данных целях[10].
Больше всего в опасной зоне оказалось банков, занимающихся кредитованием девелоперских проектов, скупкой земельных участков под застройку и т.п. Характерный пример – «Русский банк развития», подвергнутый санации.
К сожалению, в кризисных условиях происходит резкое ужесточение условий банковского кредитования. Например, ставки для энергокомпаний Сибири выросли с 8 до 15%. А в залог теперь принимаются только самые ликвидные активы, в частности, офисы в центре города.
Поэтому сейчас очень важно, с какой скоростью выделяемые деньги дойдут до реальной экономики и насколько правильно они там будут использованы. В кризисных условиях госбанки получили крупные ресурсы. Теперь должны заработать каналы кредитования предприятий.
Главная идея антикризисного плана правительства – уже выделенные средства для банковской системы не попадут в определенные Белым домом секторы экономики без активного государственного участия в делах спасаемых компаний. Для этого предполагается введение в банки спецпредставителей ЦБ РФ, ответственных за верную кредитную политику банков[11].
Как спасать реальный сектор?
Статистические данные о падении промышленного производства в сентябре 2008 г. свидетельствуют, что только три отрасли – добыча нефти, добыча газа и цветная металлургия – находятся в плюсе. Все остальные – и инвестиционные (машиностроение, стройматериалы и пр.), и потребительские (пищевая, легкая промышленность и другие) – ушли в минус, и выходить из спада они будут медленно[12].
Одно из свидетельств кризиса – снижение объемов отгрузки железнодорожным транспортом сырьевых товаров (черных металлов и лома черных металлов, кокса, цемента) из-за сокращения производства в этих отраслях.
Черная металлургия. Внутреннее потребление черного металла сосредоточено в трех крупных секторах: строительстве, машиностроении и производстве труб. Ситуация в строительстве самая угрожающая, падение спроса со стороны отрасли оказалось обвальным. Что касается машиностроителей и трубников, то у них ситуация чуть получше.
Среди машиностроителей основные потребители продукции металлургов – производители автомобилей. Но на крупнейших российских автопроизводствах – ГАЗе, КамАЗе, АвтоВАЗе – большие трудности со сбытом[13].
Электроэнергетика. Прирост потребления электроэнергии в Сибири в 2009 г. прогнозируется на уровне около 0,6% (это около 1 млрд кВт•ч). При условии, что в 2008 г. в целом оно составит 220 млрд кВт•ч. Подобная ситуация может сохраниться в течение 3–4 лет.
Ранее ожидалось, что начиная с 2008 г. ежегодный прирост энергопотребления в регионе будет не менее 4,5%[14].
В целом же для отрасли кризис привел к росту неплатежей, дефициту кредитования, практической остановке роста энергопотребления и, естественно, поставил под сомнение сроки ввода ряда энергообъектов.
Добыча нефти в Западной Сибири за 9 месяцев 2008 г. сократилась на 1%.
В угольной отрасли цены на энергетический уголь за 10 месяцев 2008 г. на мировом рынке упали с 235 дол./т до менее чем 100 дол./т. На внутреннем рынке доля угля в выработке электроэнергии сократилась[15].
Торговля. Самым заметным явлением стал отказ значительной части россиян от покупки дорогих продуктов и товаров длительного пользования.
Строительство. В производстве валовой добавленной стоимости доля строительства среди других отраслей не самая передовая (5,7% по первому полугодию 2008 г.), но по темпам наращивания этой стоимости, согласно данным Минэкономразвития РФ, строительство в последние 2 года обгоняло даже такой быстрый локомотив, как торговля, доля которой в «вале» наибольшая (20,4%).
В 2008 г. объемы ввода жилья остались на уровне 2007 г. (примерно 60 млн м2), в то время как в 2007 г. прирост ввода жилья составил более 10 млн м2. По Новосибирской области реальные объемы в 2008 г. – 1,2–1,1 млн м2 (против 1,27 млн м2 в 2007 г.).
С третьего квартала 2008 г. ситуация стала угрожающей. В мониторинге Минэкономразвития РФ сообщается, что с исключением сезонного и календарного факторов темпы прироста по строительным работам в августе и сентябре были уже отрицательными: соответственно –0,9 и –0,7% после торможения до 0% в июле.
По среднемесячным темпам у строительства худший результат среди основных показателей экономики, и эта отрасль единственной оказалась в минусовой зоне в третьем квартале 2008 г. (–0,5%)[16].
В отрасли сейчас трудятся многочисленные выходцы из стран ближнего зарубежья, которым будет очень сложно найти себе новую работу.
Выделяемые правительством отрасли средства недостаточны: господдержка в размере 70–100 млрд руб. – это около 2–3% от оборота отрасли (в 2007 г. объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», составил около 3,2 трлн руб., включая как жилищное, так и инфраструктурное). На эти средства можно приобрести только 40–50 тыс. квартир. Между тем на учете на улучшение жилищных условий, по данным Росстата, стоит около 3,1 млн семей.
Задолженность по ипотечным кредитам (на конец первого полугодия 2008 г.) превысила 1 трлн руб., тогда как Агентству по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) планируется выделить около 60 млрд руб.[17]
В кризисных условиях исключительно важна федеральная поддержка «ключевых» отраслей экономики – как показано выше, большинству отраслей не обойтись без государственной помощи. Но государство дает деньги избирательно. Принцип здесь такой: поддерживается нефтегазовый сектор – он дает большую часть ВВП, отрасли с большим числом занятых (автомобилестроение, строительство) и высокотехнологичный сектор.
Конкретные государственные приоритеты поддержки таковы.
1. Строительство жилья (приобретение государством жилья для льготников и военнослужащих). В частности, Новосибирская область для государственных закупок жилья готова предложить полторы тысячи квартир[18].
2. Малое предпринимательство (расширение кредитования, в том числе льготного (до 30 млрд руб.), через Сбербанк, Внешэкономбанк и региональные программы).
3. Торговля (кредитование крупных сетевых компаний).
4. Сельское хозяйство (субординированные кредиты Россельхозбанку).
5. Нефтедобыча (уменьшение налоговой нагрузки на отрасль, так, экспортная пошлина с 1 ноября 2008 г. снижена на 85 дол. с тонны нефти).
6. Высокотехнологичный сектор и оборонно-промышленный комплекс (субсидирование кредитов для закупки высокотехнологичного оборудования, поддержка льготными средствами).
Обсуждается вопрос о замораживании на период кризиса тарифов на услуги госмонополий: электричество, газ, железнодорожные перевозки и т. д., а также об отмене платы за подключение новых мощностей.
Решается вопрос о расширении рынка государственных закупок – от высокотехнологичной продукции до продукции фермерских хозяйств.
Реальному сектору экономики требуется снижение налогового бремени. И шаги в этом направлении уже сделаны. Так, в ноябре 2008 г. внесены поправки в Налоговый кодекс: налог на прибыль предприятий снижен на 4% (до 20%). Выигрыш предприятий за год – до 400 тыс. руб. Сокращение произойдет за счет федеральной части этого налога. Сейчас ставка налога делится на две части: 6,5% идет в федеральный бюджет, 17,5% – в бюджеты регионов. Последним также не возбраняется помочь производству.
Но главная антикризисная задача – повышать эффективность хозяйствования. Устойчивость компании на рынке определяется в первую очередь спросом на её продукцию, а также долговой нагрузкой. Здесь отмечу решение финансовых проблем «Русала». В середине октября компания получила margin call от банков-кредиторов. Они профинансировали aпрельскую сделку «Русала» по покупке 1% акций «Норникеля» у президента группы «ОНЭКСИМ» М. Прохорова в размере 4,5 млрд дол. под залог приобретаемого пакета. Осенью стоимость залога упала почти в четыре раза, и в октябре кредиторы потребовали у «Русала» улучшить качество залога. Ситуацию спас ВЭБ, который выдал «Русалу» 4,5 млрд дол. на рефинансирование его долгов перед банками[19].
Оценка последствий
«Кризис далек от завершения…»
Из послания президента РФ Д. А. Медведева
Федеральному собранию (05.11.2008)
Экономисты по-разному оценивают продолжительность кризиса. Самая распространенная оценка – 18 месяцев. В принципе именно такие провалы характерны для рыночных экономик. Более того, Россия с конца 2001 г. по начало 2003 г. пережила именно такой период стагнации (темпы прироста ВВП в 2000 г. – 10%, в 2001 г. – 5,1%, в 2002 г. – 4,7%), о которой просто забыли на фоне последовавшего за ней затяжного и мощного подъема. Но этот новый провал наверняка будет глубже предыдущего.
В 2009 г., по оценкам, рост экономики составит 4–5% (в 2007 г. рост ВВП был более 8%). Реальные денежные доходы населения больше не будут увеличиваться темпами более 10% в год. Сократится количество рабочих мест.
Замедление спроса на труд приведет в соответствие экономику и наличие рабочей силы: в последние годы практически все предприятия называли одной из главных проблем недостаток квалифицированных работников.
Главный показатель кризисных явлений – уровень безработицы в реальном секторе экономики. Сейчас пострадали от кризиса в основном те секторы, которые раньше жили хорошо: финансово-кредитные учреждения, строительство, торговля, нефтяники. Происходит сокращение офисных служащих и рост числа наемных работников, отправляемых в оплачиваемые и неоплачиваемые отпуска.
Положительные эффекты кризиса
«Нам повезло, что мы живем в стране еще не развитого капитализма, и этот кризис переживем спокойно».
Владимир Басов, актер и кинорежиссер
Сейчас в стране происходит отказ от необоснованных амбициозных и оригинальных проектов, которые можно было себе позволить в условиях избытка денег.
При этом сохранится пакет приоритетных проектов, сроки реализации которых не отодвинутся. Среди них – зимняя Олимпиада-2014 в Сочи, Универсиада-2013 в Казани, саммит стран АТЭС-2012, решение проблем республик Северного Кавказа, а также закупки современных вооружений и развитие ракетно-космической отрасли и т.д. В сумме это – не один триллион рублей.
Кризис дает шанс на реальный поворот экономики в режим инновационного развития.
Неизбежна санация банковской системы, одним из элементов которой станет укрупнение банков (консолидация активов). Оценка необходимого количества банков колеблется в интервале 200–300 единиц (из более чем 1000 существующих ныне в стране кредитных организаций).
Центральному банку РФ разрешено продавать и покупать ценные бумаги на открытом рынке.
Первое положительное воздействие кризиса – резкое снижение издержек. Все, что было перегрето, будет падать в цене и уже падает – аренда, зарплата, логистика. Благодаря этому падению очень многие средние компании смогут стать значительно более эффективными. Но замечу, что сотни людей в стране желают строить новые компании. Десятки – умеют. Единицы – строят. Это огромная, вовсе не финансовая, а ментальная проблема элит[20].
Второе естественное следствие кризиса – структурные сдвиги в экономике и сокращение зависимости от импорта.
Для экономики сегодня снижение курса рубля было бы двойным благом, так как в случае быстрого последующего развития внутреннего производства очевиден дальнейший потенциал роста рубля[21].
* * *
Нынешний кризис сравнивают с Великой депрессией начала 30-х годов. Советский Союз тогда оказался в выигрыше: ему удалось догнать передовые страны Запада. От кризиса 1990-х годов в России выиграл Запад. Сейчас ситуация такова, что и они проигрывают, и мы не в выигрыше.
И здесь надо самое пристальное внимание обратить на опыт Китая, где из кризиса выходят по-своему. Во-первых, если считать в процентах от ВВП, они оказали более мощную поддержку, но не через банковский сектор, а непосредственно в реальную экономику: снизили НДС, усиленно развивают здравоохранение, огромные средства пустили на госзакупки в сельском хозяйстве.
Из антикризисных мер в США я бы обратил внимание на то, что у них важной программой является энергосбережение.
А в целом определяющее значение будет иметь фактор времени: выиграет тот, кому удастся быстрее выйти из кризиса.
[1] КоммерсантЪ. 2008. 24 окт.
[2] Российская газета. 2008. 24 окт.
[3] КоммерсантЪ. 2008. 30 окт.
[4] Российская газета. 2008. 19 нояб.
[5] Эксперт. 2008. № 43. С. 26.
[6] КоммерсантЪ. 2008. 29 окт.
[7] Труд. 2008. 9 дек.
[8] Из интервью члена Совета по развитию финансового рынка при президенте РФ Д. Ананьева // Российская газета. 2008. 11 нояб.
[9] Эксперт. 2008. № 43. С. 130.
[10] КоммерсантЪ. 2008. 20 нояб.
[11] КоммерсантЪ. 2008. 8 нояб.
[12] Эксперт. 2008. № 42. С. 17.
[13] Эксперт. 2008. № 46. С. 87.
[14] КоммерсантЪ. 2008. 20 нояб.
[15] КоммерсантЪ. 2008. 1 нояб.
[16]Экономика и жизнь. 2008. № 45. С. 24.
[17] Эксперт. 2008. № 43. С. 37.
[18] Российская газета. 2008. 6 нояб.
[19] КоммерсантЪ. 2008. 23 окт.; 25 нояб.
[20]Эксперт. 2008. № 43. С. 26.
[21] Там же С. 29.
|Топ-Менеджеру |Архив |У Экоши |
630090, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17
Тел./Факс (8-383)330-69-25, 330-69-35
eco@ieie.nsc.ru