Содержание журнала 0*97 Структура журнала Форма издания журнала

Об издателях

Уважаемые коллеги!

Многолетнее сотрудничество между Олденбургским университетом и Новосибирским государственным университетом в области образования и науки через обмен преподавателями и студентами, а также через реализацию совместных исследовательских и образовательных проектов позволило учредить совместный журнал “Экономика в школе”. Издание журнала такой направленности необходимо, так как возникла потребность обеспечить всеобщее экономическое образование, вызванное политико-экономическими изменениями, а Олденбургский университет имеет богатый опыт разработки систем и методик преподавания экономики в школах различного уровня.

В России пока нет налаженной системы подготовки учителей экономики, и это усиливает роль данного журнала в развитии школьного экономического образования.

Мы надеемся, что журнал будет способствовать не только развитию и совершенствованию экономического образования в школах России, но и дальнейшему углублению сотрудничества между Олдендургским и Новосибирским университетами.

Поздравляем редакционный совет и редколлегию международного журнала "Экономика в школе" и желаем успехов в выполнении благородной миссии.

В добрый путь!

Президент Олденбургского университета Ректор Новосибирского государственного университета

 

 

Уважаемые читатели!

В настоящее время в России происходят коренные изменения во всех сферах жизни людей: в экономической, социальной и политической. Вовлеченное в этот процесс население нередко становится беспомощным перед ним. Участвуя в экономических и трудовых процессах, люди не всегда могут определить, чем вызвано развитие, которое оказывает порой пагубное влияние на них. Этот процесс изменения имеет определяющее значение для будущего России - он является предпосылкой для стабильного политического и экономического развития страны. В конечном итоге каждый гражданин будет иметь больше возможностей для самоопределения и для жизни в достатке.

Граждане России все отчетливее осознают, что экономика занимает центральное место в жизни страны и что теперь каждый гражданин может участвовать в процессе ее развития, так как больше не существует центрального органа, который брал бы на себя эти задачи, как это было ранее. Но по этой причине возросло и значение знаний в области экономики. Любой, желающий определить свое место в жизни страны, должен обладать знаниями о функционировании новой экономической системы.

Экономическая деятельность является постоянной величиной в социальной жизни любой общественной формации; ее следует рассматривать как универсальную величину человеческой жизни. Она служит не только обеспечению физической основы существования индивидуума, но также имеет важное значение в области социальных взаимосвязей: с одной стороны, создает возможности взаимодействия, а с другой — вызывает различные конфликты. Организация экономической деятельности общества представляет собой институциональное воплощение общественных, политических, культурных и моральных ценностей и отражает не только общественные координационные механизмы, но и отношение данного общественного строя к человеку.

Базовые экономические знания в рамках общего образования необходимы для того, чтобы понять экономическую и общественную основы человеческого существования. Для избежания недоразумений мы хотим подчеркнуть, что в данном случае речь идет не о профессиональной подготовке, а о приобретении базовых знаний для лучшего понимания трудовых, экономических и технических процессов, протекающих в комплексных индустриальных обществах.

Нельзя недооценивать следующее общественно-политическое измерение экономического образования: успех рыночной экономики в большой мере зависит от идентификации населения с этой схемой, так как из-за комплексной рыночной экономики каждый гражданин должен выполнять различные функции (например, функции предпринимателя, потребителя, владельца капитала, избирателя, представителя различных объединений, менеджера, политика), из которых могут возникнуть разнообразные конфликты. Позицию каждого гражданина можно определить только с учетом общих экономических взаимосвязей, а также индивидуальных и коллективных интересов других лиц, групп людей и организаций. С этой точки зрения экономическое образование можно рассмотреть как необходимый духовный ресурс не только для понимания, но и для дальнейшего развития рыночной экономики.

Из этого следует, что молодежь нужно уже в общеобразовательной школе познакомить с основами хозяйственной жизни страны. Она должна осознать факты влияния и их функции в экономическом процессе в настоящее и будущее время. Важную роль в этом деле может играть наш новый журнал, так как учителям, которые преподают экономику в школах, необходимо постоянное повышение квалификации, улучшение качества преподавания. Они нуждаются в поддержке в различных областях: при расширении и углублении предметных знаний, при подготовке и проведении уроков и т.д. Наш журнал призван вносить вклад в это дело.

Проф. Х. Каминский

Основная структура журнала состоит из следующих рубрик

  • В помощь учителю, где будут освещаться темы, занимающие важное место в школьном экономическом образовании, например: Какое значение имеет частное домашнее хозяйство в рамках экономики страны? Какие функции выполняет государство? Какова структура предприятий? Какие задачи они призваны решать в экономическом процессе страны? Какое значение имеют международные экономические связи? и т.д. Данная рубрика будет содержать:

а) статьи по предметным вопросам, которые поддерживают читателя при совершенствовании знаний в области экономики,

б) концептуальные статьи для освещения тематики с точки зрения педагога.

  • Методика преподавания, которая позволит углубить процесс преподавания на различных уровнях. Она будет содержать:

а) рекомендации учителю для проведения уроков: возможные варианты проведения уроков (тесты, задачи, рабочие материалы);

б) описание современных методов проведения занятий (исследование конкретных случаев, проектный метод, ролевые игры, имитационные игры и т.д.).

  • Новости. Эта рубрика будет посвящена информации о конференциях, заседаниях, информационных материалах, сообщениях учителей, объявлении различных конкурсов, проведении олимпиад, работе заочной школы.

  • Рецензии. В этом разделе читатель найдет квалифицированные отзывы специалистов о вышедших учебниках по экономике, а также информацию о том, где данные учебные пособия издаются, каким тиражом и где их можно приобрести. (Последняя информация носит рекламный характер и может быть помещена в нашем журнале на соответствующих условиях).

  • Глоссарий. В этой рубрике предполагается давать объяснение важных экономических терминов, которые будут встречаться в журнале. Учителя могут собирать эти объяснения и таким образом составлять маленький словарь для собственной информации.

Форма издания журнала

Предусматривается выпуск четырех номеров журнала каждый год. С предметной и педагогической точек зрения они будут посвящены следующей тематике:

  1. Трансформационный процесс в экономике и его значение для России, а также для стран, имеющих взаимосвязи с ней.

  2. Место потребителя и частного домашнего хозяйства в экономической жизни страны.

  3. Предприятие как предмет школьных занятий по экономике.

  4. Функции государства в экономической жизни страны и его значение для развития народного хозяйства.

  5. Значение международных экономических связей для развития народного хозяйства России.

В дополнение к этому будут обсуждаться важные педагогические вопросы школьного образования, выходящие за рамки названных рубрик.

Об издателях

Журнал публикуется международным издательским коллективом, который был образован в рамках Совместного Европейского Проекта, посвященного перестройке и совершенствованию подготовки экономистов на экономическом факультете НГУ. Одно направление работы этого проекта занимается вопросами экономического образования в системе общеобразовательных школ. Исходя из этого, предоставляется возможность использования международного опыта, в частности ФРГ, в этой области для концептуального оформления нашего журнала.

Содержание журнала 0*97