Тот путь реформирования, который прошел к настоящему моменту микробиологический комплекс страны, мог бы стать примером для других мощных научно-производственых комплексов, например, для авиастроения. Мог бы...

ОПЫТ КОЛЛЕКТИВНОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ ОТРАСЛИ

Ю. Т. КАЛИНИН,

генеральный директор АО «Биопрепарат»,
президент Всероссийской ассоциации «Росмедпром»,
Москва

Биотехнологическая отрасль промышленности – одна из самых молодых, она возникла всего 33 года назад на базе лучших достижений естественных наук, молекулярной биологии, генной инженерии. Согласно оценкам зкспертов большинства ведущих стран мира, и прежде всего ученых, биотехнологии войдут в число технологий, определяющих развитие мира в начале XXI века.

Отрасль создавалась на пустом месте, причем впервые у нас внедрялись технологии, при которых аппараты обслуживали не специалисты со средним техническим образованием, а люди с образованием высшим. Зачастую эти функции на наших предприятиях выполняют кандидаты и доктора наук.

Основополагающую роль при организации отрасли сыграли директора предприятий, которые взвалили на свои плечи все трудности дела, начатого с нуля. Поэтому, приступив к созданию отрасли, мы прежде всего выработали требования к тому, каким должен быть руководитель производства. Во главу угла поставили высокий профессионализм. Пришлось вплотную заняться отбором и подготовкой кадров. В результате сегодня 10% директоров наших предприятий – кандидаты и доктора наук, есть действительные члены и члены-корреспонденты Российской академии наук и Российской академии медицинских наук.

Создание системы предприятий, входящих в отрасль, шло постепенно, предприятия вводились одно за другим, и каждое предыдущее, накопившее опыт работы, служило основой для последующего. В результате корифеи нашей отрасли имеют огромный опыт работы, высокий научный статус, что позволяет им при изменении политической системы в стране, ситуации в экономике, оставаться на высоте положения.

Одно из основных условий для того, чтобы стать руководителем в нашей отрасли – совмещение способностей хозяйственника и умения работать с людьми. Руководитель должен быть и педагогом, и человеком с высокой моралью. На наших предприятиях и при советской власти не было текучести кадров, мы всегда придирчиво отбирали лучших специалистов в области биологических наук. Поэтому ниже 30% в год темпы роста промышленного производства в тот период не опускались.

С самого начала коллеги, которые были призваны для организации дела, определения научно-технической политики, становились членами совета директоров – сначала Министерства микробиологической промышленности, потом – Министерства медицинской и микробиологической промышленности.

Мы и сегодня бережно относимся к нашим кадрам. Заслуженных директоров не отправляем на пенсию, они занимают должности председателей советов директоров, если это крупное объединение, или региональных советов. Такие специалисты не несут прежней ответственности за выполнение конкретной задачи, но координируют работу и консультируют руководителей, а самое главное – организуют взаимодействие между предприятиями, играют весомую роль в выработке научно-технической политики отрасли, влияют на позицию правительства, Государственной Думы, Совета Федерации.

Перед отраслью в момент ее организации были потавлены серьезные задачи.

Планировалось в течение 15 лет увеличить производство кормового белка с 500 тыс. до 2 млн т, то есть полностью обеспечить сельское хозяйство сбалансированными кормами. К началу 90-х годов мы почти достигли этого показателя.

Предстояло создать новые лекарства, которые можно получить только с помощью биотехнологий. Ранее они производились из донорской крови, но поскольку в последнее время требования к ним повышены, то мы начали осваивать новые технологии, позволяющие создавать аналогичные препараты искусственным путем. Синтезируется ген, «отвечающий» в лекарстве за ту или иную функцию. Он встраивается в банальные микроорганизмы типа кишечной палочки. На этой основе можно получить любой продуцент для создания лекарств, позволяющих лечить тяжелые заболевания – синдром приобретенного иммунодефицита и т. д.

Серьезные достижения к этому времени были и в экологии. На смену банальным технологиям (например, утилизации отходов) пришли технологии получения ресурсов. Так, в США и других странах мира около 300 т золота в год добывается с помощью биотехнологий из низкообогащенных руд, из которых традиционным путем уже нельзя извлечь полезные микроэлементы. В нашей стране к началу 90-х годов также были разработаны такие технологии. Сейчас решается задача создания на основе биотехнологий целой подотрасли – возобновления энергетических ресурсов.

После прошедших в стране в 90-е годы революционных событий случился обвал в экономике, который в первую очередь коснулся нашей отрасли, потому что это энергоемкое и материалоемкое, как правило, производство. Цены на сырье, материалы, ресурсы вмиг возросли в десятки раз, а темпы роста цен на лекарства и нашу продукцию для сельского хозяйства были ниже в 5–8 раз. Кредитная ставка «зашкалила» за 300%. Около 80% предприятий отрасли были остановлены. Министерство ликвидировано.

В это время свою, без преувеличения, историческую роль сыграл тот директорский корпус, который был объединен в советы директоров, вырабатывал научно-техническую политику отрасли. То, что мы предъявляли высокие требования не только к профессиональным и деловым, но и к личным качествам директоров (они должны были быть патриотами нашего отечества, преданными своей отрасли), сыграло свою роль. Директора по собственной инициативе собрались в Москве и поставили перед руководством ликвидируемого министерства ультиматум, требуя создания по инициативе снизу акционерного общества, которое позволило бы отрасли выстоять в трудное время.

Несомненно, заслуга совета директоров в том, что отрасль сохранена для нашей экономики, предприятия не распались, их не растащили.

Так возникло Российское акционерное общество «Био-препарат», 51% акций которого принадлежит государству, а 49% – распределены среди его членов. Такое решение удалось принять только благодаря авторитету наших директоров, поскольку оно противоречило действующему тогда указу о приватизации. В общество вошло 32 предприятия, в том числе 12 научно-исследовательских институтов, базовых по отработке биотехнологий.

Самым важным было то, что нам удалось доказать необходимость наличия в этом акционерном обществе государственных предприятий, поскольку некоторые предприятия отрасли были определены как стратегические, и на них, согласно указу президента, запрещалось проводить приватизацию. Из 32 наших предприятий – 12 государственных и 20 предприятий другой формы собственности. На каждом из них есть государственный пакет, включающий от 5 до 38% акций, а 10% акций каждого общества заложено в уставный капитал. Принято решение о том, что все государственные предприятия, которые будут приватизироваться, используют эту же технологию.

Наши высокорентабельные современные предприятия были лакомыми кусочками для любителей быстро сколотить состояния. Но нам удалось обеспечить поддержку тех директоров, против которых в регионах велась настоящая война (зачастую им предъявлялся ультиматум: либо проводи приватизацию, либо тебя не будет на этом заводе).

Крупных изменений в технологии работы предприятий не произошло. По-прежнему директора по очереди ежеквартально принимают у себя представителей других предприятий отрасли. На таких встречах все делятся опытом. Если возникает потребность, то главные специалисты – инженеры, технологи, микробиологи – командируются на родственные, вновь создаваемые или на внедряющие новые техпроцессы предприятия отрасли. Такая подконтрольная совету директоров ротация кадров помогла многим нашим предприятиям выстоять.

За последние девять лет мы не меняли директоров, предъявляя к ним в то же время высочайшие требования. В результате более 40% наших директоров, даже те, кому уже за 60 лет, получили в эти годы второе образование, в том числе экономическое.

Коллективная работа помогла не только наладить выпуск продукции на остановленных производствах, но и восстановить темпы роста. Так, за последние два года наши предприятия «прибавили» от 20 до 50% продукции. За девять месяцев 2000 г. темп роста выпуска продукции в объединении «Биопрепарат», например, составил по сравнению с аналогичным периодом 1999 г. 158%. Это о чем-то говорит.

За счет чего это удалось сделать?

Мы добились снижения налога на добавленную стоимость, четко обосновав в правительстве необходимость такого шага. Наша продукция потребляется в здравоохранении, других социально ориентированных отраслях. До 1990 г. 75–80% лекарств производилось внутри страны, а 20–30% ввозились из стран СЭВ, где были построены современные заводы, на которых изготавливали лекарства из наших же субстанций. Нарядно упакованные, они продавались у нас в стране. С 1992 по 1994 гг., когда наше производство остановилось, структура рынка медицинских препаратов изменилась: только 30% составляли лекарства отечественного производства, а 70% ввозилось из-за рубежа. Естественно, цены на них были выше, чем на аналогичные по качеству и предназначению отечественные препараты, в 10–20 раз и более (сейчас это превышение составляет от 3 до 5 раз). Но даже по таким ценам население было вынуждено их приобретать, поскольку отечественных лекарств не было. При этом на закупку импортных лекарств Россия тратила ежегодно два миллиарда долларов, инвестируя таким образом развитие промышленности Запада, а на закупку отечественных лекарств – один миллиард.

Снижение НДС позволило нашим предприятиям выдержать конкуренцию с зарубежными фирмами.

Кроме того, производство наших лекарств, входящих в перечень жизненно важных, освобождено от налога на прибыль. Было очень трудно убедить правительство в необходимости такого шага! Главный наш козырь состоял в том, что 80% стоимости приобретаемых лекарств оплачивает государство, а всего лишь 20% – граждане. Поэтому, принимая решения по предоставлению льгот для нуждающихся в таких лекарствах, государство теряло больше, чем при освобождении наших предприятий от налога на прибыль.

Нам удалось получить ряд льгот по обеспечению сырьем, потому что химическая промышленность – база для производства микробиологической продукции – тоже начала разрушаться, и сырье исчезло. Мы добились льгот во взаимоотношениях с таможней. Удалось доказать необходимость повышения пошлин на ввозимые из-за рубежа лекарства, аналогичные тем, которые производятся в России и, согласно заключению Министерства здравоохранения РФ, удовлетворяют потребности медицины.

Весь этот комплекс мер позволил значительно изменить положение на заводах отрасли. В результате сегодня на отечественном рынке 50% лекарств (в денежном выражении) – российского производства. Но поскольку цены на наши лекарства в 2–3 раза ниже, чем на импортные, физический объем отечественных лекарств значительно превышает импортные.

Поскольку покупательная способность и государства, и граждан упала, емкость рынка снизилась до 1,5 млрд дол. Но наши предприятия свою половину рынка уже завоевали, и сейчас перед ними стоит задача в течение трех лет вернуться к тем показателям, которые были при советской власти, т. е. занять 70–75% рынка. Выполнение этой задачи зависит прежде всего от целеустремленности наших директоров.

Мы подготовили и представили правительству программу развития медицинской промышленности и биотехнологий. Пока она не финансируется государством, но те небольшие льготы, которые имеют наши предприятия, особенно по налогу на прибыль, позволяют вкладывать средства в развитие производства, улучшать не только качество и содержание самих лекарств, но и использовать современную упаковку. Поэтому наши лекарства внешне не отличаются от импортных.

Конечно, у отрасли очень много проблем. Так, старые заводы в Пензе, Кургане, Саранске требуют технического перевооружения. Мы подготовили соответствующие программы и представили их в правительство. Правда, нам не всегда удается доказать там выгодность капиталовложений в реконструкцию, большее понимание мы находим в Государственной Думе.

Предприятия страны, выпускающие лекарства, объединились в российскую ассоциацию, что дает право законодательной инициативы. Мы участвовали в разработке законов о лекарствах, наркотических препаратах, внешнеэкономической деятельности. Стремясь активно формировать поле для хозяйственной деятельности, мы вступили также в Координационный совет отечественных товаропроизводителей, возглавляемый Н. И. Рыжковым. Совет пользуется большим авторитетом, и на каждом его заседании выступают члены правительства, докладывая о проводимой политике, о путях реформирования экономики.

Надо сказать, обсуждения их сообщений всегда проходят очень остро. Программа правительства подвергается самой нелицеприятной критике, потому что участники таких совещаний действительно болеют за состояние экономики страны и прекрасно понимают, к чему могут привести те или иные попытки реформирования без учета конкретной ситуации, а то и простого знания реального положения дел. Так, представители РАО ЕЭС пытались на одной из встреч доказать присутствующим необходимость постоянного неограниченного повышения тарифов, утверждая, что только так наша промышленность станет конкурентоспособной.

Решения правительства, основанные на такого рода утверждениях, приводят к самым плачевным результатам. Мы неоднократно наблюдали, как формируются положительные сдвиги в экономике. Казалось, что еще усилие – и начнется выход из кризиса. Но из-за непродуманного действия какого-нибудь монополиста все усилия становились тщетными.

Решения, разрабатываемые ассоциациями и советами директоров, являются сегодня не только более грамотными, но и легитимными, поскольку выражают мнение гораздо более широких социальных слоев нашего общества.

Предыдущая Содержание