13 марта администрация Кемеровской области и редакция «ЭКО» провели «круглый стол», посвященный практике выхода из банкротства предприятий Кемеровской области. Обсуждение проходило в рамках Делового «ЭКО»-клуба. В нем участвовали как представители местных властей, так и производственники – генеральные директора и внешние управляющие, накопившие успешный опыт антикризисного управления крупнейшими предприятиями Кузбасса.


В этом номере начинаем публикацию материалов «круглого стола».


От экономического развала – к возрождению

В. П. МАЗИКИН,
и. о. губернатора Кемеровской области,
доктор технических наук:

Сегодня в российском обществе утвердилось убеждение, что стихия рынка не выведет производство из кризиса. И это правильно. Необходимо разумное государственное вмешательство и, если хотите, регулирование экономики.

Давайте вспомним 1997 г. К тому времени Кемеровская область утратила половину промышленного потенциала, что имелся у нас в начале экомических реформ 1991 г. Это был очень тяжелый период. Зарплату в промышленности не выплачивали более 7 месяцев, на грани остановки были крупнейшие предприятия металлургии, химии, машиностроения. В угольной промышленности закрылось 35 шахт и около 100 тысяч шахтеров оказались на улице. Разочарованные результатом так называемых реформ, они были вынуждены устраивать забастовки.Бастовали также работники бюджетной сферы. По региону волной прокатились «рельсовые войны», остановились многие предприятия.

Хозяйство региона было на грани полного развала. И тогда на выборах губернатора области в 1997 г. абсолютным большинством – более 95% – народ поддержал Амана Гумировича Тулеева. Новый губернатор предложил области реальный путь выхода из кризиса. Он последовательно проводил государственную политику во всем, что касалось экономики региона.
Что сделано за эти три года? Во-первых, остановлено падение промышленного производства. Валовой региональный продукт вырос на 10%, промышленность увеличила выпуск продукции на 23%, грузооборот транспорта вырос на 20%. Объем инвестиций в 1999–2000 гг. увеличился на 11%. Погашены все долги по заработной плате. В 2000 г. рост реальных доходов населения составил 21%. Достигнута социальная стабильность.

Одним из рычагов этой экономической политики было применение на практике Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». При формальном подходе, если строго следовать букве закона о банкротстве, можно хоть сегодня объявить банкротами большую часть предприятий, заменив директоров на арбитражных управляющих. Еще раз хочу подчеркнуть, что Кемеровская область – это прежде всего промышленный регион. Многие предприятия являются градообразующими и экологически опасными. Бездумное применение процедур банкротства могло при неумелом управлении привести к массовым сокращениям рабочих мест, затуханию жизни целых городов и поселков, экологическим катастрофам.

Поэтому механизм процедур банкротства мы применяли очень осторожно и старались его сделать управляемым процессом. Я подчеркиваю: управляемым!

Во-первых, администрация области находила подход конкретно к каждому предприятию. В чем он заключался? Нужно было определить то звено, потянув за которое, мы вытянем всю цепочку из кризиса. Примером может служить металлургия. Поднимая металлургические гиганты, выводим из кризиса машиностроение. Поднимая ОАО «Азот», выводим из кризиса другие химические предприятия, которые с ним связаны одной технологической цепочкой, – ОАО АК «Химволокно» и другие.

Во-вторых, немалое значение имел подбор толковых арбитражных управляющих, которые могут выработать план внешнего управления и, главное, его выполнить и вывести предприятие на устойчивую работу. Другими словами, очень важное место занимало все, что касалось правильной расстановки кадров.

Когда предприятие начинает устойчиво работать, кредиторам уже выгодно заключать мировое соглашение, так как появляется перспектива вернуть деньги. Если есть мировое соглашение, значит, есть инвестиции. В банкрота ведь никто свои капиталы вкладывать не будет. Инвестиции – это развитие предприятия. Хорошо, когда к предприятиям Кузбасса проявляют все больше интереса финансовые структуры и группы. В итоге уже можно определять эффективного собственника.

Для региональной власти главное, чтобы собственники решали три основных вопроса:

  • сохраняли и увеличивали число рабочих мест;
  • обеспечивали выплату заработной платы и добивались ее роста;
  • осуществляли платежи в бюджет.


Все вместе гарантирует региону социальную стабильность и динамичное развитие.

В 1999 г. Кузбасс был признан самым динамично развивающимся регионом России. Заработала промышленность. Строятся и вводятся в эксплуатацию новые угольные предприятия. Добыча угля, а это наша базовая отрасль, составила в 2000 г. уже 115 млн т. А мы начинали с 93 млн т. За три года подняли до 115!

Когда есть производство, тогда есть и все остальное. Только за последнее время за счет средств областного бюджета были построены 23 котельные и другие объекты, увеличена помощь ветеранам, инвалидам, реализуются многие социальные программы, строится жилье.

Главное – в это время сформировалась мощная команда руководителей, которые могут решать проблемы, стоящие перед Кузбассом. Еще два года назад эти предприятия фактически перестали работать. Стоял вопрос об их полном закрытии. Все они прошли через процедуру банкротства. Сегодня это стабильно работающие заводы. Поступающие от них налоговые платежи формируют более 40% доходов регионального бюджета. На этих предприятиях работают более 120 тысяч трудящихся.

Хотелось, чтобы на «круглом столе» арбитражные управляющие, руководители предприятий высказали свои мнения и предложения по таким крупным проблемам, как:

  • вывод из банкротства градообразующих предприятий;
  • заключение мировых соглашений кредиторов;
  • роль и место региональной власти в процедурах банкротства;
  • влияние банкротства банков на состояние региональной финансово-кредитной системы.

Наше обсуждение позволит скорректировать экономическую политику администрации области, выработать предложения для внесения изменений в закон «О несостоятельности (банкротстве)». А главное, опыт Кемеровской области позволит многим другим не совершать ошибок в таком сложном деле, как финансовое оздоровление и развитие промышленности, обеспечение социальной стабильности в регионе.

Предыдущая
Содержание