№1 2007 г.архив

под рубрикой УПРАВЛЕНИЕ

Одним из направлений оптимизации налоговых платежей, как уже отмечалось выше, является выбор еще на стадии организации бизнеса режима налогообложения: общего или специальных. Если переход на единый налог на вмененный доход является принудительным в соответствии с гл. 26.3 Налогового кодекса РФ, то применение упрощенной системы налогообложения - добровольным. Причем в последнем случае важно правильно выбрать объект налогообложения: доходы или доходы за минусом расходов.

Организациям, оказывающим услуги, как правило, выгодно объектом налогообложения выбирать «доходы» со ставкой 6%, так как расходы у них обычно малы; для производственных - «доходы за минусом расходов».

Также хочется отметить, что в упрощенной системе налогообложения с объектом обложения «доходы минус расходы» законодательством предусмотрен весьма выгодный для налогоплательщика порядок включения в состав расходов стоимости основных средств, в том числе приобретенных до перехода на упрощенную систему. Перенос стоимости внеоборотных активов на стоимость продукции посредством начисления амортизации происходит в значительно более короткие сроки, чем при использовании стандартного налогового режима. Соответственно на указанные суммы уменьшается объект налогообложения (при применении объекта обложения «доходы» это преимущество не имеет значения).

В то же время не в пользу варианта «доходы минус расходы» действует правило гарантированной уплаты минимального налога независимо от результата финансово -хозяйственной деятельности, в некоторых случаях заметно уменьшающее выгоду от использования данного варианта.

Для каждого налогоплательщика выбор системы налогообложения и учета исключительно индивидуален. При этом следует исходить не только из оптимизации налогообложения и снижения затрат на ведение учета, но и учитывать специфику ведения хозяйственной деятельности.

При общем режиме налогообложения юридические лица обязаны вести бухгалтерский учет по традиционной системе учета; индивидуальные предприниматели - книгу учета доходов и расходов.

Достоинства общего режима:

Недостатки:

При упрощенном режиме налогообложения ведутся книга учета доходов и расходов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и учет основных среств.

Достоинства упрощенного режима:

Недостатки:

Общий режим налогообложения применяется чаще всего. Некоторые предприятия обоснованно считают, что, с точки зрения оптимизации налогообложения, этот режим для них наиболее приемлем, для каких-то он, наоборот, увеличивает затраты не только при уплате налогов, но и по ведению учета. Тем не менее часть предприятий продолжает работать по общему режиму налогообложения. Как правило, это связано с тем, что налогоплательщики общеустановленной системы налогообложения являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Экономические реалии таковы, что многие партнеры (покупатели товаров, работ, услуг) малых предприятий и индивидуальных предпринимателей являются плательщиками НДС, который у юридических лиц учитывается на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям». Если малое предприятие или индивидуальный предприниматель перейдет на упрощенный режим налогообложения или станет плательщиком единого налога на вмененный доход, то, как следствие, утратит часть сферы своего бизнеса.

Пример. ООО «Дельта» является плательщиком НДС. За налоговый период налогооблагаемая выручка от ведения хозяйственной деятельности составила 236000 руб., в том числе НДС - 36000 руб.

Вариант 1. За налоговый период предприятие приобрело у малого предприятия, которое является плательщиком НДС, материалы для использования в хозяйственной деятельности на сумму 11800 руб., в том числе НДС - 1800 руб., а также товары для перепродажи на сумму 118000 руб., в том числе НДС - 18000 руб.

По итогам налогового периода ООО «Дельта» должно уплатить в бюджет НДС в сумме 16200 руб. (36000 - 1800 - 18000).

Вариант 2. За налоговый период предприятие приобрело у малого предприятия, которое не является плательщиком НДС, материалы для использования в хозяйственной деятельности на сумму 11800 руб., а также товары для перепродажи на сумму 18000 руб.

По итогам налогового периода ООО «Дельта» должно уплатить в бюджет НДС в сумме 36000 руб. (36000 - 0).

Специальные налоговые режимы в виде упрощенной системы налогообложения или единого налога на вмененный доход в основном выгодны тем налогоплательщикам, покупатели работ и услуг которых не являются плательщиками НДС. Например, реализация товаров, работ, услуг физическим лицам, а также юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям), не являющимся плательщиками НДС или получившим освобождение от уплаты НДС.

Практика и расчеты экспертов показывают, что если учитываемые при налогообложении расходы превышают 75% от дохода, то для учета налогооблагаемой прибыли лучше применять обычную схему налогообложения, в противном случае желательно использовать упрощенную систему. При применении же упрощенной системы налогообложения и выборе объекта налогообложения важно ориентироваться на долю расходов в общей сумме доходов: если расходы будут составлять менее 60%, то выгоднее в качестве объекта налогообложения выбирать «доходы» (ставка налога на доходы - 6%), чем «доходы за минусом расходов» (ставка налога - 15%)*.

Большинство же организаций, применяющих общий режим налогообложения, оптимизируют свою налоговую нагрузку, рационально формируя учетную и договорную политику предприятия.

В процессе формирования элементов учетной политики организация имеет право выбора одного из законодательно разрешенных вариантов отражения хозяйственных операций, который впоследствии оказывает влияние на величину налоговых обязательств:

Показателем того, насколько действенно использование учетной политики в целях налоговой оптимизации, является величина эффекта «налоговой экономии», за счет которой достигается увеличение ресурсов, остающихся в распоряжении предприятия. Данный эффект возникает за счет непосредственного уменьшения величины взимаемых налогов, а также за счет распределения финансовых потоков во времени, когда первыми следуют меньшие платежи, а последними - большие суммы налоговых выплат.

В заключение необходимо остановиться на опасностях, связанных с налоговым планированием.

Иногда при выборе способа минимизации налогового бремени не в полной мере учитывается тот факт, что законными должны быть не только формальная сторона операции и ее документальное (договорное) оформление, но и ее содержание, мотивы, цели и т. д. Часто действия налогоплательщика, которые он относит к методам налогового планирования, квалифицируются именно как уклонение от уплаты налогов. Это не соответствующее законодательству оформление реальных хозяйственных операций, придающее им иную суть, переоформление договоров и изменение их содержания после фактического исполнения, выплата санкций за несуществующие договорные отношения, неправильное отражение хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете, основанное не на сути самой операции. Например, договор аренды оформляется как договор о совместной деятельности, трудовой договор - как договор подряда, договор на оказание рекламных услуг - как договор на оказание информационных услуг или спонсорской помощи и т. д. Определенные процессуальные трудности в доказывании факта таких действий, истинных целей сторон, а следовательно, притворного или фиктивного характера таких сделок не дают оснований для их признания законными.

Во-вторых, часто наибольший экономический эффект дают методы налогового планирования, основанные на использовании при исчислении того или иного налога пробелов в законах. Такой подход к налоговому планированию закреплен в законодательстве. Так, в соответствии с п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Но на практике налоговые органы обычно занимают противоположную позицию и заполняют пробелы в законодательстве различными ведомственными документами. При этом разъяснения, конкретизирующие или даже дополняющие отдельные положения нормативных актов, выпускаются через весьма продолжительное время после вступления в силу новых законодательных норм, но распространяются на период с момента их вступления в силу. Поэтому если позиция налогоплательщика расходится с официально выраженным мнением налоговых органов, вне зависимости от того, были такие действия совершены до или после публикации соответствующих разъяснений или пунктов инструкций, то он может защитить свои интересы только в судебном порядке.

Прогнозировать же решение суда в каждом конкретном случае, даже с учетом презумпции невиновности налогоплательщика, практически невозможно. Кроме того, налогоплательщику следует учитывать, что в России отсутствует прецедентное право, поэтому до внесения соответствующих изменений или дополнений в само налоговое законодательство судебные разбирательства по однотипным налоговым спорам будут вестись по каждому отдельному случаю, и для получения окончательного решения налогоплательщики вынуждены проходить все судебные инстанции даже при наличии судебного прецедента, апробированного в порядке надзора высшими судебными органами.

Тем не менее прецедентные решения вышестоящих судебных органов не носят нормативного характера и не являются обязательными для исполнения всеми судьями, на практике суды нижестоящих инстанций в большинстве случаев руководствуются ими при принятии решений в аналогичных ситуациях.

Говоря об опасностях, подстерегающих налогоплательщиков при планировании налоговых платежей, следует отметить, что стремление к их минимизации может привести к существенному снижению уровня правовой защищенности в его отношениях с контрагентами и/или работниками.

В настоящее время Минфин России внес предложение прописать в законодательстве критерии, которые позволили бы различить налоговую оптимизацию (планирование) и уклонение от уплаты налога.


* Семенов В. О выборе способа налогообложения // Экономика и жизнь. 2004. № 40.


| Главная |Все о журнале |Свежий номер |Новости |Как стать автором |Подписка|
|Топ-Менеджеру |Архив |У Экоши |

630090, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17
Тел./Факс (8-383)330-69-25, 330-69-35
eco@ieie.nsc.ru