№7 2008 г. | архив |
Представленная в статье методика может быть использована как при исследовании социально-экономических проблем, так и в различных сферах бизнеса. Ее применение показано на примере решения проблемы рециркуляции предметов длительного пользования.
Проблемно-ориентированная методика анализа и решения организационно-экономических задач
В. Ф. КОМАРОВ,
доктор экономических наук,
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН,
Л. В. ВОЛКОВА,
ЗАО «Сибирская хлебная корпорация»,
В. И. ПИРОГОВ,
директор Департамента технологических экспертиз
сырьевых проектов объединенной компании «РУСАЛ»
Под проблемой будем понимать разрыв между желаемым и реальным состоянием некой системы, который целесообразно устранить, тем самым решив проблему[1]. То есть проблема определяется для того, чтобы разработать и реализовать программу её решения.
От дерева проблем – к дереву решений
Любая проблема имеет причины и последствия. Скажем, проблема «Рост чрезмерного потребления алкоголя и наркотиков среди молодежи» обусловлена такими причинами, как 1) «Некуда пойти, нечем заняться после школы или в выходные дни», 2) «Ослабление семейных отношений», 3) «Опасности чрезмерного потребления не воспринимаются всерьез». Каждая из причин, в свою очередь, имеет свои причины (проблемы более низкого уровня). Так, первая причина в нашем примере обусловлена тем, что 1.1) «Нет организованных мероприятий в школе», 1.2) «Отсутствуют общественные формы организации молодежи» и т.п. Получается, что любая проблема может быть представлена деревом проблем.
Последствия – это тоже проблемы, которые можно представить в виде дерева. В частности, названная выше проблема алкоголизма и наркомании среди молодежи имеет такие последствия или проблемы: а) «Проблемы со здоровьем», б) «Падение успеваемости», в) «Рост преступности», г) «Несчастные случаи». Каждая из них влечет свои последствия или проблемы. Например, проблемы со здоровьем – а1) «Пропущенные занятия», а2) «Ранняя смерть», а3) «Меньше возможностей для нормального общения».
Любое решение проблемы можно представить в виде дерева решений, совокупности целей, задач и показателей. Получается, что дерево решений – это «перевернутое» дерево проблем. Скажем, основная проблема «Рост чрезмерного потребления алкоголя и наркотиков среди молодежи» превращается в цель «Снижение чрезмерного потребления алкоголя и наркотиков среди молодежи». Или причина 1) «Нечем заняться после школы» преобразуется в задачу 1) «Разработка и реализация мероприятий по участию подростков в школьных событиях». Наконец, следствие а) «Проблемы со здоровьем» преобразуется в показатель а) «Снижение количества больных среди молодежи по причине алкоголизма и наркомании».
Приведенные рассуждения могут быть положены в основу построения схемы связей между элементами дерева проблем (проблема, причины, последствия) и дерева решений (цели, задачи, показатели) (рис. 1). На основании данной схемы[2] мы предлагаем «Рамочную проблемно-ориентированную методику анализа и решения организационно-экономических задач» (табл. 1). Её назначение заключается в формулировании, в конечном итоге, совокупности задач, решение которых позволяет устранить проблему или смягчить её остроту. Совокупность таких задач представляет собой план или программу действий по решению проблемы.
Рис. 1. Связи между элементами дерева проблем и дерева решений
Таблица 1
Рамочная проблемно-ориентированная методика анализа
и решения организационно-экономических задач
Заметим, что причины и последствия основной проблемы (проблемы нулевого уровня) представляют собой проблемы 1-го уровня. Каждая проблема 1-го уровня имеет свои причины и последствия, которые представляют собой проблемы 2-го уровня, и т.д. Так «растёт» дерево проблем. Количество уровней этого дерева определяется спецификой проводимого исследования и индивидуальными представлениями его авторов.
Мы назвали предлагаемую методику «рамочной», так как термины «методические положения», «методические основы» и т.п. уже заняты в исследовательской литературе. Между тем прилагательное «рамочный» применяется для обозначения документа, который устанавливает рамки, границы некоторых сущностей (например, «рамочное соглашение», «рамочная конвенция», «рамочный договор» и т.п.).
В данном случае термин «рамочная методика» означает, что мы предлагаем лишь состав стадий и этапов выполнения анализа или исследования, не раскрывая шаг за шагом технические приемы реализации отдельных этапов. Выполнение стадий и этапов нашей методики может осуществляться с применением известных экспертных и аналитических методов. С помощью экспертных методов (анкетирование специалистов, мозговой штурм, деловые игры, «круглый стол» по теме исследования, изучение литературных источников) собирается исходная информация. При этом формулируется основная проблема, в произвольной форме составляются списки причин возникновения данной проблемы и списки возможных последствий существования этой проблемы. Затем с помощью аналитических методов осуществляется ранжирование причин и последствий по степени их важности, а также по степени их влияния на остроту основной проблемы или на эффективность её решения.
Утилизация отходов: экспертные оценки
На рис. 2 представлено дерево проблем рециркуляции предметов длительного пользования. Это дерево разработано на основании изучения литературных источников, ресурсов Интернета, по результатам обсуждения вопросов рециркуляции изделий на Директорском форуме[3], посвященном теме «Безотходное потребление». Участникам форума было предложено назвать проблемы, связанные с рециркуляцией и утилизацией предметов длительного пользования, а также твердых бытовых отходов (рис. 2).
Рис. 2. Дерево проблем рециркуляции изделий
Всю совокупность причин возникновения основной проблемы мы сгруппировали в три подмножества: 1) экономические, 2) организационные и 3) ментальные. Аналогично объединены в три группы последствия существования данной проблемы.
На упомянутой сессии Директорского форума экспертам было предложено также оценить важность проблем, их причин и последствий с использованием метода МАСТАК (Метод Активного Социологического Тестирования, Анализа и Контроля), предложенного ленинградским профессором Р. Ф. Жуковым[4] и задающего, по сути дела, скоростной метод проведения мозгового штурма в большой аудитории. Каждый эксперт сначала заполняет форму-1 процедуры МАСТАК, где записывает все значимые, с его точки зрения, проблемы, их причины и последствия. Затем начинается мозговой штурм. Эксперты по очереди оглашают сформулированные ими проблемы. Первая выносимая для оценивания проблема получает первый системный номер, вторая – второй и т.д. Остальные эксперты оценивают сформулированные проблемы в форме-2 процедуры МАСТАК по пятибалльной шкале:
«5» – «да» (поддерживаю данную формулировку причин и последствий проблемы);
«4» – скорее «да», чем «нет»;
«3» – ни «да», ни «нет»;
«2» – скорее «нет», чем «да»;
«1» – «нет» (не поддерживаю данную формулировку причин и последствий проблемы)
В сессии Директорского форума участвовали 25 экспертов. Следовательно, каждая формулировка причины или последствия проблемы получила 24 оценки. Сумма этих оценок была поделена на количество ответов. Результаты представлены в табл. 2 (наиболее значимые причины и последствия проблемы выделены в таблице темным фоном).
Таблица 2
Экспертные оценки причин и последствий проблемы
«Недостаточные масштабы рециркуляции изделий
в экономике страны»
Соответствующие выделенным в табл. 2 проблемам первоочередные задачи представлены в табл. 3. Как видно из этой таблицы, цель «Увеличение масштабов рециркуляции изделий в экономике страны» может быть в достигнута, прежде всего, за счёт разработки и внедрения организационно-экономических схем, основанных на применении методов материального стимулирования рециркуляции (утилизации) изделий.
По мнению экспертов, важно ввести порядок, согласно которому изготовители стали бы уже в проекте изделия предусматривать возможность его легкой утилизации. Реализация задачи «Налоговые льготы и преференции для фирм, выполняющих ремонтные и сервисные работы, а также услуги по утилизации изделий» будет способствовать развитию инфраструктуры рециркуляции изделий за счет развития малого бизнеса и предпринимательской инициативы. Решение названных задач позволит достичь количественных показателей (в процентах или в натуральных измерителях), список которых представлен во втором столбце табл. 3.
Таблица 3
Основные задачи, связанные с увеличением
масштабов рециркуляции изделий в экономике страны
Примечание. В скобках указана экспертная оценка значимости задачи или показателя (см. табл. 2).
На рис. 3 представлено дерево проблем утилизации твердых бытовых отходов. Под ним понимаются отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях, учебных, торговых, зрелищных, спортивных и других организациях, предприятиях общественного питания, гостиницах, детских садах и др., отходы от отопительных систем централизованного теплоснабжения, отходы (опавшие листья и т.п.), собираемые с дворовых территорий. В настоящей статье предметом рассмотрения являются бытовые отходы (преимущественно, тара и упаковка), занимающие наибольший удельный вес в общей массе твердых бытовых отходов.
Рис. 2. Дерево проблем утилизации твердых бытовых отходов
Эксперты оценили важность проблемы недостаточных масштабов утилизации твердых бытовых отходов, а также причины и последствия с использованием процедуры МАСТАК (табл. 4).
Таблица 4
Экспертные оценки причин и последствий проблемы «Недостаточные масштабы утилизации твердых бытовых отходов»
Соответствующие выделенным в табл. 4 проблемам первоочередные задачи представлены в табл. 5. Из нее следует, что цель «Увеличение масштабов утилизации твердых бытовых отходов» может быть в достигнута, прежде всего, за счёт разработки и внедрения организационно-экономических схем, основанных на применении достаточно высоких тарифов за сбор и утилизацию. Важной задачей является также использование системы льгот, преференций, санкций за утилизацию твердых бытовых отходов. Реализация задачи «ужесточение контроля за соблюдением законов и норм по утилизации твердых бытовых отходов» будет способствовать оживлению бизнеса в данной сфере, а также может служить источником инвестиций для финансирования работ по развитию инфраструктуры утилизации твердых бытовых отходов.
Решение названных задач позволит достичь количественных показателей (в процентах или в натуральных измерителях), список которых представлен во втором столбце табл. 5.
Таблица 5
Основные задачи, связанные с увеличением масштабов
утилизации твердых бытовых отходов
Примечание. В скобках указана экспертная оценка значимости задачи или показателя (см. табл. 4).
Рассмотренная в статье «Проблемно-ориентированная методика анализа и решения организационно-экономических задач» может применяться при исследовании социальных и экономических проблем, а также при разработке систем, схем и технологий управления в различных сферах экономики или бизнеса.
[1]В англоязычной литературе «проблемой» называют разрыв между состояниями некой системы «as is» и «as to be» («как есть» и «как надо»). Эта терминология активно используется отечественными специалистами в области организационного проектирования при разработке информационных технологий, проведении структурных преобразований, развитии на предприятии функции маркетинга, построении системы управленческого учета и т.д.
[2] Схема разработана с использованием идей диаграммы Исикавы (см.: http://www.dist-cons.ru/)
[3] «Директорский форум» – это постоянно действующий с 2002 г. научно-практический семинар при ИЭОПП СО РАН по обмену опытом и ознакомлению с достижениями науки. В его работе принимают участие директора ново-сибирских и барнаульских предприятий, учёные институтов СО РАН, пре-подаватели новосибирских вузов. Подробнее об обсуждении на Директорском форуме проблемы безотходного потребления см.: ЭКО. 2008. № 1.
[4] Жуков Р. Ф. Как научиться учиться: Практикум по использованию активного социологического тестированного анализа и контроля для студентов младших курсов обучения в вузе (Начинающий студент). СПб.: СПбГИЭА, 1994.– 62 с.
|Топ-Менеджеру |Архив |У Экоши |
630090, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17
Тел./Факс (8-383)330-69-25, 330-69-35
eco@ieie.nsc.ru