ИЭОПП СО РАН – 50 лет
КУЛЕШОВ В. В.
От проектов-дженериков - к комплексному развитию(стр. 4-13)
Директор ИЭОПП академик РАН рассказывает о роли науки в разработке проектов развития сибирских регионов, наиболее заметных практических разработках института за последние годы. По его мнению, сейчас в стране и Сибири наблюдается переизбыток проектов, но подавляющая их часть - это проекты-дженерики, т. е. копии, повторы того, что уже предлагалось в 70-80-е годы ХХ века. Назрела необходимость пересмотреть состав и структуру этих проектов, их материально-вещественное наполнение. А главное - реализовывать стратегию именно комплексного развития.
|
СУСЛОВ В. И.
Стратегии и проекты должны быть выполнимыми(стр. 14-24)
Чл-кор. РАН, заместитель директора ИЭОПП, участник разработки крупномасштабных проектов и стратегий развития свое интервью посвятил двум основным темам: новосибирской школе пространственного экономического анализа, основателем которой является академик РАН А. Г. Гранберг, и недостаткам проектного подхода, которые приводят к тому, что проекты превращаются в "прожекты".
|
ВАЛЬТУХ К. К.
Без науки - спад и деградация(стр. 25-36)
Эволюция использования экономико-математических методов в экономике, в том числе динамических моделей межотраслевого баланса, возможность описать экономику детерминистскими моделями, игнорирование современными экономическими теориями первого необходимого признака теории - внешней оправданности, роль теории Маркса и оценка советского прошлого - вот далеко не полный перечень проблем, под которыми размышляет автор.
|
КАЛУГИНА З. И.
Послевкусие одного проекта (стр. 37-44)
Живой рассказ зав. отделом социальных проблем ИЭОПП об особенностях работы над "Стратегией социально-экономического развития Новосибирской области до 2025 года", созданной в сотрудничестве с медицинской и сельхозакадемиями, представителями властных органов, о пользе консенсуса и общественного обсуждения.
|
Союз науки и производства(стр. 45-53) читать...
Институт экономики и организации промышленного производства оказался первопроходцем в деле соединения науки и практики, внедрив в СССР новые формы обучения практических работников, клубную деятельность, управленческое консультирование, постоянно действующие научно-практические семинары. Одной из таких форм был Специальный факультет (спецфак), где ученые института в активной форме (ни одной лекции!) не только знакомили слушателей с управленческими новшествами, но и прививали вкус к творческому поиску.
В начале 1980-х годов был организован Клуб директоров, впоследствии ставший международным (МКД). До сих пор дважды в год проходят его заседания. Бессменный президент клуба - академик А.Г. Аганбегян. С 2002 г. в ИЭОПП проводится постоянно действующий научно-практический семинар "Директорский форум", цель которого - тиражирование передового управленческого опыта.
В предлагаемой подборке выпускники спецфака, участники МКД и Директорского форума делятся своими размышлениями о том, что дало лично им и их предприятиям сотрудничество с наукой.
|
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
ЛУГАЧЕВА Л. И.
Инновационные факторы развития регионального машиностроения(стр. 54-66)
По мнению автора статьи, основой инновационного развития в
Новосибирской области, так же как и в России, пока остается крупный
бизнес. При этом инновационная активность и развитие НИОКР на
промышленных предприятиях области носят пока инерционный характер.
Анализируются участие государства в стимулировании инноваций,
изменения институциональных и экономических условий инновационного
развития регионального машиностроения. К практическим рекомендациям
можно отнести предложения по созданию моделей рациональных и
взаимовыгодных экономических отношений между предприятиями и
региональными властями для развития инновационных процессов.
|
КОЖЕМЯКИН Д. П.
Теплоснабжение российских городов: что дальше? (стр. 67-79)
В статье проведен глубокий анализ положения дел в теплоснабжении и
нормативных документов, регулирующих порядок финансирования развития данной отрасли. На взгляд автора, принятые постановления правительства хотя и не решают накопившиеся проблемы с финансовым обеспечением развития теплоснабжения в стране, все-таки вселяют определенные надежды на серьезные качественные сдвиги в отрасли.
|
ИННОВАЦИИ
УДАЛОВ Ф. Е., УДАЛОВ О. Ф., АЛЕХИНА О. Ф., ВОРОНОВ Н. А.
Элементы инновационной политики(стр. 80-91)
В постреформенный период российская экономика столкнулась с рядом организационно-поведенческих проблем. В статье рассматриваются информационно-кадровые факторы, играющие немаловажную роль в становлении экономики на инновационно-стратегический путь развития.
|
РЕГИОН
БУДАНОВ Г. А.
Роль региональных органов власти в формировании социально-экономической политики: этапы эволюции(стр. 92-105)
На основании анализа социально-экономических процессов в Вологодской области - одном из типичных регионов РФ - в статье показаны этапы эволюции роли региональных органов власти в формировании и реализации социально-экономической политики на уровне субъекта Федерации.
|
АСКАНОВА О. В., РЫБАЛЬЧЕНКО И. Ю.
Банкротство предприятий и социально-экономическое положение региона(стр. 106-114)
Одним из последствий экономического кризиса в России стало массовое
банкротство предприятий. В статье на примере г. Рубцовска Алтайского
края рассматривается взаимозависимость банкротства хозяйствующих
субъектов и социально-экономического положения региона, на территории
которого они осуществляют свою деятельность.
|
ЭКО-ИНФОРМ
24, 114, 164
ЖИЗНЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
КОНОВАЛОВ В. В., ЦОМАЕВА И. В. В
Развитие конкурентных преимуществ - основа успеха(стр. 115-128)
В настоящее время машиностроительному предприятию оборонно-промышленного комплекса для выживания в условиях рыночной экономики неизбежно приходится решать масштабные ключевые вопросы развития и конкурентоспособности. Для этого необходимы согласованные действия служб предприятия, принятие эффективных решений, налаживание внутренних и внешних связей. В статье на примере Алтайского приборостроительного завода "Ротор" показано, как отдельному предприятию всего за несколько лет удалось добиться впечатляющих финансово-экономических результатов деятельности.
|
УПРАВЛЕНИЕ
БАДАЛОВ А. Л.
Частно-государственное партнерство
в реализации инвестиционных проектов (стр. 129-141)
Одна из сложных задач, стоящих сегодня перед органами управления российской экономикой, - это стимулирование инвестиций в проекты развития новых территорий, освоение новых запасов природных ископаемых, расширение и модернизацию производственных фондов и т. п. Во многих случаях эти проекты не привлекают частный капитал из-за высоких первичных издержек, рыночных и прочих рисков, отсутствия во многих регионах страны должной инфраструктуры.
Способ решения этой проблемы автор видит в использовании механизмов и инструментов частно-государственного партнерства.
|
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
ВОРОНОВ Ю. П.
Опять 125(стр. 142-148)
В журнале (ЭКО. 2008. №3-4) публиковались доклад Л.Д. Троцкого о Сибири и отклики на него новосибирских экономистов и историков. В этом номере продолжаем обсуждение экономических взглядов и государственной деятельности Троцкого.
|
ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ
ЛУЗАН П. П.
Смоленская история. Реформы ЖКХ по науке и "по жизни" (стр. 149-154)
Отклик на статью И. А. Болдыревой "На пути к самофинансированию сферы
жилищно-коммунальных услуг"// ЭКО. 2008. № 2. С. 71-83.
|
ИНСТИТУТЫ РЫНКА
Бюджетно-финансовая система Москвы(стр. 155-164)
Институт экономики РАН разрабатывает Стратегию социально-экономического развития Москвы до 2025 г. В работе участвуют ученые и специалисты ряда институтов РАН. Научным руководителем проекта является директор Института экономики РАН, член-корреспондент РАН Р. С. Гринберг. С материалами одного из разделов этого проекта мы знакомим наших читателей.
|
СПИЦЫН С. Ф.
Совершенствование исполнения денежно-кредитной политики(стр. 165-173)
Автор статьи излагает свою точку зрения на формирование
денежно-кредитной политики России, опираясь при этом на собственный
богатый опыт работы.
|
СТРАНИЦЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РОССИИ
ТИМОШЕНКО А. И.
Ретроспектива российской государственной политики: движение на восток(стр. 172-188)
В российской государственной политике постоянно подчеркивается высокая значимость восточных районов, их природных ресурсов и экономико-географического положения для будущего развития страны. Поэтому именно государству должна принадлежать роль главного координатора интересов отдельных компаний и фирм для достижения общенациональных целей. Хочется надеяться, что исторический опыт, уже наработанный российским государством, будет востребован и учтен.
|
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Из опубликованного сотрудниками ИЭОПП СО РАН за 2001–2007 гг.(стр. 189-192) читать...